Гений и злодейство

14:22 — 13.08.2012

Увы, вечная тема для матушки Руси! Скольких гениев погубило оно, это проклятое злодейство и скольких погубит еще. Это даже не про Моцарта и Сальери, хотя Пушкин и сделал именно эту историю классикой жанра. А сегодня хочется вспомнить про Андрея Тарковского, в его юбилейный год. Ему бы нынче исполнилось 80, а умер он, гонимый злодеями, всего-то в 54.

К этому возрасту он создал такие шедевры, как «Иваново детство», «Андрей Рублев», «Солярис», «Зеркало», «Сталкер», «Ностальгия», «Жертвоприношение»… Вопрос на засыпку: а часто ли вы встречаете эти фильмы в программе телепередач, где безраздельно царствуют «Бандитский Петербург», «Разбитые фонари», «Воры в законе», «Жмурки» и прочие «урки»? Ответ прост: нечасто. Практически никогда.

Следует заметить, что Тарковского у нас с самого начала признали за чужака. В чем только его не обвиняли специалисты кино во главе с Сергеем Бондарчуком: от грубого натурализма до изысканного интеллектуализма и даже чрезмерного лиризма. А самым страшным обвинением «официоза» было такое: «Он делает нерусское кино! Он не любит русских!». Хотя по результатам опроса кинокритиков в начале 1970-х годов большинство опрошенных поставили его «Андрея Рублева» на первое место как лучший фильм, созданный за всю историю отечественного кино. Вот так!

Именно это, похоже, и послужило сигналом для травли молодого гения: «Ату его!» Ведь «Рублева», по указанию Суслова, на экраны не выпускали. Хотели всячески вычеркнуть из истории советского кино. И временами удавалось.

Вспоминается давний эпизод, из 1970-х. Шли мы с другом по Свердловке (ныне Покровка). И вдруг видим афишу: «Андрей Рублев». С ума сойти! Неужели правда? Подбегаем к кассе: ни одного человека! Значит, все продано, решили мы. С малой надеждой на успех обращаемся к кассиру: мол, очень хочется посмотреть, не найдете ли пару билетиков, хоть на приставные стулья? И услышали убийственный ответ кассира: «Если найдете еще хотя бы пару-тройку зрителей, тогда буду продавать билеты, а для вас двоих киномеханики крутить кино не намерены». Увы, не нашли, так и ушли.

А сколько усилий приложили наши идеологи, чтобы не выпустить «Рублева» на Запад. В марте 1966 года сам директор Каннского фестиваля Фавр Лебре приезжал в Москву, чтобы лично доставить кинокартину Тарковского в Париж, но там ему сказали, что фильм еще пока не готов. В общем, солгали.

Через три года, картина все же попала в Канны, благодаря только тому, что была тайно продана французской фирме «ДИС», и это был уже как бы не наш фильм. Советские партийные и киношные бонзы уже не могли, к счастью, им распоряжаться. Оставалось разве что локти кусать. А «Рублев» имел такой успех, что залы просто разрывались от возгласов: «фантастик», «жениаль», «беллиссимо», «грандиозо»… В английских, итальянских, испанских, немецких, не говоря уж о французских, газетах фильму «Андрей Рублев», отвели целые подвалы! Молчала только советская пресса, хотя в Каннах были спецкоры «Правды», «Известий» и «Литературной газеты»… Но - тишина!

Наши маститые кинозубры не могли простить такого успеха 30-летнему гению. И они все сделали, чтобы его уничтожить. Почуяв это, Андрей Тарковский решил на время покинуть страну, выехал в Германию, Италию на съемки фильма «Жертвоприношение». Думал, что на время, а оказалось, что навсегда: его тут, в Союзе, спешно лишили гражданства. Лишили возможности видеться с сыном Андреем, не выпускали к отцу. Для того чтобы все же выпустили, потребовалось личное обращение президента Франции Франсуа Миттерана к Михаилу Горбачеву. Тарковский не смог пережить такого издевательства.

Теперь его прах, вот уже 26 лет, покоится на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа под Парижем. В «съемной» могиле у русского эмигранта первой волны, генерала Григорьева.

Плачь, мое бедное Отечество!

Комментарии (5):

01:52 — 14.08.2012, An_Khavkin

Да, жаль, что такому таланту не нашлось места в нашей стране СССР. Его Солярис, помнится, шёл с успехом. На Сталкер ходили, пожалуй, только любители. А Рублёва не было на большом экране. Впрочем, мне повезло посмотреть его как-то в маленьком питерском зальчике. Непросто, помнится, было высидеть две серии - не боевик, всё-таки. И для совзрителя, не получившего в школьной учёбе никаких знаний в религии и, тем паче иконописи, герои малознакомы и потому неинтересны. А для тех, кому не чужды герои фильма и сама тема нашей далёкой истории - очень интересно. Уж не говорю про великолепный актёрский состав.
Спасибо, Валерий Григорьевич, что напомнили о замечательном человеке.


08:20 — 14.08.2012, Еремин

Странные какие-то "исследования" появились у г-на Татаринцева.
Прямо-таки смирновские обличения краснокоричневых советских злодеев.
Интересно однако посмотреть биографию режиссёра в других источниках, на пример в Википедии.
Прекрасное кинематографическое образование во ВГИКе с выдающимися актёрами и режиссёрами.
Обширная фильмография с 1956 по 1985 г.г. Народный артист РСФСР в 1980 г. Международные премии и призы.
Фильмы у него, конечно, своеобразные, не гайдаевские комедии, требуют размышления.
Видимо, он решил, что на Западе будет больший успех. В 1984 г. он сам принял решение остаться за границей и никакие "зубры" его не выживали. Поскольку виза не была продлена, он автоматически попал в число невозвращенцев и лишён гражданства.
Но пробиться на Западе очень тяжело и его фильм «Жертвоприношение», к примеру, там успеха не имел.
В детстве он пренёс туберкулёз, что отразилось на его здоровье во всей последующей жизни. После обнаружения рака, на Западе, у него вообще не было денег на лечение. Средствами помогала Марина Владе. Лечащий врач был её муж. Однако болезнь, несмотря на улучшения, оказалась неизлечимой ( http://www.tarkovsky.net.ru/stalker/bio.php ).
Тем не менее "злодеи" с опозданием всё же присудили А. Тарковскому в 1988 г. Ленинскую премию.


08:56 — 14.08.2012, Сормович

Пожалуй, Еремин написал объективнее.
Да, были деятели культуры (и кино в том числе) с необычным взглядом на мир. Пусть будут, это их право. Но надо ли из них делать гениев? Вспомнил "Сталкера", он шел примерно в 79-80-м году. Выделялся из общего фона кино.
"Рублева" вот не стали крутить на Свердловке - из-за отсутствия массового зрителя. Думаю, страна в то время не могла себе позволять снимать фильмы не для масс, а для единиц, в таком количестве, как хотелось Тарковскому и другим ему подобным творческим людям. (Сейчас тем более не позволяет).
Не надо без серьезных оснований в такие дела втягивать политику.


13:10 — 14.08.2012, Еремин

Спасибо, В.Г. за сообщение в почте НП, но совковость это не упрёк, поскольку это не предательство, в отличие от перекрашивания в духе нового времени. Что касается "очепяток", то к сожалению при заполнении окна не всегда удаётся их сразу заметить. Последующая коррекция в движке не предусмотрена, а переписывать заново иногда не хочется, рассчитывая на то что поймут правильно. :))


20:40 — 23.08.2012, Tatarintsev

Все нормально, я никого не хотел обидеть, более того, всех своих респондентов люблю и уважаю, а стало быть, - до новых встреч! Спасибо.

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.