Жанна Мордовина

Жанна Мордовина

Cтарший помощник прокурора Нижегородской области по взаимодействию со средствами массовой информации и общественностью

Из-за отсутствия пробы Манту и справки от фтизиатра ребёнка не пускают в школу. Законно ли это?

14:48 — 10.01.2017

ВОПРОС: Из-за отсутствия пробы Манту и справки от фтизиатра дочь пообещали не допустить в школу, законно ли это?

Ответ: В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ч.3 ст.17 Конституции Российской Федерации).

В Российской Федерации охрана здоровья детей признается одним из важнейших и необходимых условий их физического и психического развития, при этом приоритетными считаются меры по предупреждению и раннему выявлению социально-значимых заболеваний в том числе туберкулеза (ст.ст. 7 и 12 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»).

Во исполнение указанных требований на образовательные организации в соответствии с ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (далее — Федеральный закон) возлагается обязанность по созданию необходимых условий укрепления здоровья обучающихся и работников, в силу ст. 10 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на граждан возлагает обязанность не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благополучную среду обитания.

22.10.2013 Главным государственным санитарным врачом РФ в рамках компетенции утверждены санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.2.3114–13 «Профилактика туберкулеза» (далее — Правила), являющиеся обязательными для физических и юридических лиц (п. 1.3 Правил).

В частности согласно п. 5.1 Правил в целях раннего выявления туберкулеза у детей туберкулинодиагностика проводится детям с 12-месячного возраста и до достижения возраста 18 лет путем постановки внутрикожной аллергической пробы с туберкулином (проба Манту) один или два раза в год (в зависимости от вакцинации и состояния здоровья).

Возможность проведения указанного исследования (проба Манту) гражданам предоставляется государством в рамках Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

В то же время с учетом положений о добровольности медицинского вмешательства, если гражданин не желает проводить туберкулинодиагностику путем постановки пробы Манту, он вправе выбрать любой альтернативный способ диагностики (Диаскинтест, Т-СПОТ, Тубинферон и др.), не включенный в Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и проводимый за счет собственных средств граждан.

Дети, туберкулинодиагностика (то есть по смыслу Правил — проба Манту) которым не проводилась, допускаются в детскую организацию при наличии заключения врача-фтизиатра об отсутствии заболевания (п. 5.7 Правил), которое выдается им на основании жалоб пациента, данных осмотра, результатов обследования (вышеуказанных тестов), то есть достаточных объективных данных.

При отсутствии результатов диагностики или заключения фтизиатра законодательство допускает отказ в приеме ребенка в образовательную организацию.

Решением Верховного Суда РФ от 17.02.2015 № АКПИ14-1454 пункт 1.3 и абзац 2 пункта 5.7 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.2.3114–13 «Профилактика туберкулеза» признаны законными.

Из системного анализа законодательства и судебной практики следует, что реализация права на отказ от медицинской помощи не должна нарушать прав иных лиц на благоприятную среду обитания, поскольку все граждане равны в своих правах.

Согласно Инструкции по применению туберкулиновых проб, утвержденной Приказом Минздрава России от 21.03.2003 № 109, туберкулинодиагностика не является профилактической прививкой. В связи с этим требования Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» на проведение туберкулинодиагностики не распространяются.

В случае отказа от любых форм медицинского вмешательства, связанных с диагностикой социально-значимых заболеваний, влекущих небезопасное нахождение ребенка в коллективе, угрозу распространения заболеваний, Федеральным законом гражданам предоставлено право на образование в форме, не связанной с нахождением в коллективе (например, семейное образование, домашнее обучение).

Теги: Общество

Комментарии (1):

16:29 — 09.04.2017, telec999

И это пишет старший помошник прокурора? Причем здесь ч. 1 ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ч.3 ст.17 Конституции Российской Федерации).
Каким образом ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК МОЖЕТ НАНЕСТИ ВРЕД ОКРУЖАЮЩИМ, ЕСТЬ ТАКОЙ ТЕРМИН ПРЕЗУМПЦИЯ, ПОКА не доказано, что ребенок болен - он здоров. И как раз опасность могут представлять только больные туберкулезом.
Вообще причем здесь прививки, проба Манту применяется для раннего выявления (т.е.входит в как раз в профилактику туберкулеза), поэтому для прокуратуры (очень большую роль для правильной трактовки в данном случае играет роль понятия ЗДОРОВЫЙ или БОЛЬНОЙ и проба тоже добровольна, также и добровольно и медицинское вмешательство (в это понятие в принципе входит и осмотр и Манту и прививки) причем как не прокуратуре знать об этом-это же как раз направление прокуратуры.
ПРОТИВОТУБЕРКУЛЕЗНАЯ ПОМОЩЬ оказывается в нашей стране только с ДОБРОВОЛЬНОГО согласия граждан в соответствии с федеральным законом ФЗ-77 «О предупреждении распространения туберкулёза в Российской Федерации» (2)
ЦИТАТА: « гл. 3 статья 7: Оказание противотуберкулёзной помощи больным туберкулёзом гарантируется государством и осуществляется на основе принципов законности, соблюдения прав человека и гражданина. Противотуберкулёзная помощь оказывается гражданам при их добровольном обращении или с их согласия, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9 и 10 настоящего Федерального закона и другими федеральными законами. Противотуберкулёзная помощь несовершеннолетним в возрасте до четырнадцати лет, а также гражданам, признанным в установленном законом порядке недееспособными, оказывается с согласия их законных представителей, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9 и 10 настоящего Федерального закона и другими федеральными законами». Краткое УТОЧНЕНИЕ: Диспансерное наблюдение согласно статье 9, обязательное обследование и лечение согласно статье 10 применяются только к больным туберкулёзом, то есть к людям с установленным диагнозом, запись о котором имеется в их медицинской карте.

И если внимательно читать новые санитарные правила, то четко видно, что ни в какое противоречие с принципом ДОБРОВОЛЬНОСТИ, прописанным в федеральном законе ФЗ-77 "О предупреждении распространения туберкулёза в РФ" статья 7 (2), они не вступают, если их ПРАВИЛЬНО применять.
ВНИМАТЕЛЬНО ЧИТАЕМ в федеральном законе ФЗ-77 "О предупреждении распространения туберкулёза в РФ"

ГЛАВУ I. Общие положения и Статью 1. Основные понятия. ЦИТАТА: «- противотуберкулёзная помощь - совокупность социальных, медицинских, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, НАПРАВЛЕННЫХ на ВЫЯВЛЕНИЕ, обследование и лечение, в том числе обязательные обследование и лечение, диспансерное наблюдение и реабилитацию больных туберкулёзом и проводимых в стационаре и (или) амбулаторно в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации» Сравниваем, - разница всего в ОДНОМ слове в ОДНОМ словосочетании среди всего перечня мер. К тому же в профилактику входит всего один пункт из этого перечня: «- профилактика туберкулёза - совокупность мероприятий, НАПРАВЛЕННЫХ на РАННЕЕ ВЫЯВЛЕНИЕ туберкулёза в целях предупреждения его распространения» Очевидно, что вся ПРОТИВОТУБЕРКУЛЕЗНАЯ ПОМОЩЬ - это гораздо более широкое понятие, чем просто ПРОФИЛАКТИКА ТУБЕРКУЛЕЗА. Вполне логично получается, что профилактика, как часть противотуберкулёзной помощи, входит в целый КОМПЛЕКС противотуберкулёзной помощи. И если можно отказаться от всего комплекса, то естественно, можно отказаться и от какой-то его части, так? - я думаю, что разумными людьми это не может подвергаться сомнению. Идем дальше. Внимательно читаем название главы федерального закона ФЗ-77 "О предупреждении распространения туберкулёза в РФ": «ГЛАВА III. Противотуберкулёзная помощь как ОСНОВА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ распространения туберкулёза» Из названия главы понятно, что ВСЯ противотуберкулёзная помощь служит для предупреждения туберкулёза, а для этого нужно уметь делать две вещи: а) выявлять, т.е. применять профилактику б) лечить, т.е. применять весь комплекс медицинской помощи. Нигде не написано черным по белому, что граждане НЕ могут отказаться от профилактики, т.е. выявления туберкулёза. ВИКИПЕДИЯ: Профилактика (др.-греч. prophylaktikos — предохранительный) — комплекс различного рода мероприятий, направленных на ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ какого-либо явления и/или устранение факторов риска. А федеральный закон называется - "О ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ТУБЕРКУЛЕЗА В РФ", т.е он как раз и представляет собой законодательный документ регламентирующий в первую очередь ПРОФИЛАКТИКУ. И право на ОТКАЗ закон вам дает от всего комплекса ПРОТИВОТУБЕРКУЛЕЗНОЙ ПОМОЩИ.

Источник: https://antivakcina.org/otkaz-ot-protivotuberkuleznoj-pomoshhi/

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.