«По закону жанра. Или суета сует»

21:43 — 03.02.2014

Сегодняшнее ЧП в Москве для СМИ — пролонгированный информационный повод порассуждать о проблемах безопасности в целом и детей в частности. Переключить внимание с Майдана на Россию.

«Сегодня около полудня старшеклассник, вооруженный двумя винтовками, прошёл в кабинет биологии школы № 263 и захватил в заложники 24 учащихся и учителя. Подросток застрелил учителя и одного из полицейских, другого полицейского ранил. После этого старшеклассника обезвредили и задержали».

Событие, прямо заметим из ряда вон выходящее. На фоне происшествия в очередной раз начались разговоры о системе обеспечения безопасности, о праве граждан иметь оружие, несовершенстве нормативной базы, очередное ужесточение получения оружия. От всего этого уже тошнит, как тошнит от того, что каждый раз после случившегося начинаются проверки того, что должно проверяться систематически. Эта конформистская суета стала нормой жизни. Произошел теракт — начинается усиление. Утонул пароход — начинаются поголовные проверки транспорта… Суета сует. Забава для чиновников.

Ну сколько можно!

В прошлом году был приглашен на конференцию Национального антитеррористического комитета. Обсуждали роль СМИ в противодействии распространения терроризма и экстремизма. Заявлены были большие (очень большие!!!) начальники. Мы с моим коллегой из Ростова-на-Дону катастрофически опаздывали. Он проклинал московские пробки, меня — за то, что я предложил встретить его в Шереметьево… Всю дорогу он меня пилил, заявляя, что он не услышит самое главное… Я же со свойственным московским цинизмом убеждал, что ничего нового сановные шишки нам не расскажут, тем более, что мы профессионалы, работавшие «на земле», а они заочники балетного училища в политике… А потому, рассчитывать на умные и реальные идеи нам не надо.

Прибыли.

Вошли в зал, где с удивлением обнаружили, что заседание еще не началось, потому что шишки опаздывают. Все началось с опозданием. Правда, из заявленных персон приехала только половина. Сказанное ими можно выразить тремя словами: «надо что-то делать». Покрасовавшись для вида, они отбыли, как персонажи сказки «Бременские музыканты»: «А ну скорей любите нас, вам страшно повезло». При этом все произнесенные речи были построены на общеизвестных фактах, да еще изобиловали безличными глаголами и наречиями. «Необходимо, должны, предстоит» и пр. Кому? Кто? Гладкие, как бильярдные шары, фразы не позволяли зацепиться мысли. Манная каша была пережевана так, что дошла до неперевариваемого состояния.

Продекларировав свою полную некомпетентность, они даже не удосужились дождаться, когда приехавшие со всей страны выступающие начнут предлагать: «Что и как надо делать». Монологи в пустоту! Начальники спешили на следующие тусовки, где снова можно высказать свою озабоченность: «Надо что-то делать!».

Почему мне приходится возвращаться к тому совещанию? Да потому что тем, кто принимает решения (или не принимает), глубоко наплевать на мнения не штатных (их рать!), а реальных экспертов, которые могут предложить конкретные меры. Не в рамках данного факта, события или происшествия, а посмотреть на причины шире. И зачастую эти причины находятся вне очерченного поля. Более того решение проблем на это стадии не требует денег, вокруг которых чаще всего и сосредоточено внимание больших начальников из категории «надо что-то делать?».

Анализирую ситуацию со школой, необходимо ее сразу вывести за рамки обыденного. Аномальная трагедия, причины которой будет устанавливать следствие. Мы же разобьем ее на ряд составляющих, каждую из которых постараемся понять и объяснить почти в хронологически последовательном формате.

В школу проникает вооруженный человек. У него два ружья, 100 патронов, кинжал. Охранник (наверное, обученный?) блокирует турникет, однако под угрозой оружия пропускает вооруженного человека в здание. Как выяснили «Известия», московскую школу № 263 охраняет частная охранная организация «Сатурн». Компании «Сатурн» удалось выиграть один из лотов конкурса столичного департамента по конкурентной политике осенью 2012 года. Контракт действует с 2013 по 2015 годы. Стартовая цена конкурса (230 млн рублей) формировалась исходя из ставки в 100 тыс. рублей в месяц на каждое из 52 подведомственных им учреждений (1,2 млн рублей в год).

Считаем. 100 тысяч на объект. 4 охранника (скорее всего, меньше) работают сутки — через трое. Получают по 25 тысяч в месяц. Из зарплаты мы можем понять их квалификацию. Никакая!

Вопрос первый: что это за охрана и какую задачу она решает. Нажать тревожную кнопку? Для этого не нужен такой Рэмбо. Это может сделать любой работник школы. Зачем эта профанация? 230 миллионов на ветер, потому что такое ЧП с аналогичными последствиями может реально произойти в каждом охраняемом ЧОПом здании, независимо есть там оплачиваемая охрана или нет.

В связи с этим меня не покидает ощущение какого-то обмана. Вхожу в аптеку. Там сидит мордастый охранник. За стенкой зоомагазин — там тоже, Напротив ювелирный ларек — тоже. Рядом продовольственный — там еще два… Просто военное положение! Но интересно бы посмотреть, как они будут действовать при ЧП? Наверное каждый из них прежде чем что-то предпринимать подумает: «Да за эти гроши рисковать своей жизнью? Да пошли они на…».

Сегодня этих мордатых у шлагбаумов в России, больше, чем пехоты в армии у США! И на этой теме неплохо кормятся те, кто получает бросовые государством деньги. Прямо или косвенно. И существуют они до первого ЧП. Правда за их разгильдяйство и своекорыстие расплачиваются другие. И своими жизнями.

На фоне этого сейчас, как панацею, вспоминают расформированные «Управления комплексной безопасности», которые (якобы) контролировали подобные объекты охраны. Типа, вот расформировали… Но расформировали-то именно потому, что это были пустые бесполезные и дорогие для бюджета структуры. Тем более, что столь примитивная комплексная безопасность входит в функции участковых и инспекторов по делам несовершеннолетних, которые имеют ежедневный и конкретный контакт с директорами и персоналом школ.

А пока суета.

«Мэр Москвы Сергей Собянин потребовал провести проверку безопасности в школах города и принять дополнительные меры по ее усилению после инцидента в школе № 263».

«В связи с произошедшей в Москве трагедией Уполномоченный по правам ребенка запросил регионы о мерах антитерророристической безопасности, обеспечении охраны детских учреждений», — написал Астахов в своем «Твиттере». Будут собраны и представлены сведения о работе (наличии) школьных (полицейских) инспекторов в образовательных учреждениях», — отметил уполномоченный.

Ну, допустим собрали. И что будет дальше? Советовать тем, кто и без него это знает и решает? Или у нас антитеррористической безопасностью занимается господин Астахов, а не ФСБ?

Отметился и Минобр.

«Погибший учитель географии школы № 263, 29-летний Андрей Кириллов, у которого остались жена и маленький ребенок, будет представлен к награждению орденом Мужества. «Минобрнауки готовит для внесения представление президенту РФ о награждении Андрея Кириллова орденом Мужества, — сообщили в Министерстве образования. Он был учителем географии в старших классах, классным руководителем у учащихся пятого класса. Ученики его любили, коллеги относились с большим уважением».

Из газет «По некоторым данным, по пути в класс он (преступник) выстрелил из ружья в 30-летнего учителя географии Андрея Кириллова. По словам очевидцев, десятиклассник выстрелил учителю в живот, после чего поинтересовался у одноклассников, жив ли мужчина. Затем школьник выстрелил преподавателю в голову».

Я не против наград. Но невозможно никакими Орденами восполнить утрату. Возможно, в связи с заслугами педагога его можно отметить и более высокой наградой. Но я не понимаю суеты. Тупости чиновников, которые молниеносно начинают бурлить, дабы отметить свое участие. А может и прикрыть одно место, переключив внимание на иной повод.

А потому есть тема номер три. Малолетний преступник не был хулиганом. Он нестандартен. Напротив — учился хорошо, шел на золотую медаль, занимался спортом, обласкан семьей. По некоторым данным он был не доволен четверкой по географии, которая может испортить его аттестат. Вдумайтесь — какую амбициозность надо развить самой школе в ребенке, что четверка стала причиной убийства учителя! Это что у нас за школа такая? Чему она учит? Как формирует нравственность, как развивает тщеславие и жестокость!

У меня со школой затянувшийся конфликт. Меня выгнали из 8 класса. Сейчас и не вспомню за что… Но факт остается фактом развитие образования в России это хроника пикирующего бомбардировщика, который сбрасывает бомбы на наше будущее. Сегодня ситуация еще хуже (знаю благо вырастил двух дочерей). Тем же Минобром школа превращена в инкубатор по производству приспособленцев и любителей викторин. Конформистов и циников. Где «ЕГЭ-угадайка» — все, а результат — ничто! Где нужна успеваемость для РОНО, а не граждане для страны. Может, поэтому для пацана, который шел на золото, четверка стала точкой невозврата. И где гарантия, что следующий потенциальный золотой медалист не возьмет гранату, чтобы свести счеты с очередным учителем.

Минобр — ау!

Последние события в школе № 263 г. Москвы, ставят точку в споре о свободной продаже оружия. Сегодня стоит вопрос о демилитаризации населения. У каждого в доме есть десятки предметов, которыми не только можно обороняться, нанести увечья грабителю, проникшему в дом, но и убить его. Разговоры о свободной продаже оружия населению — бред экзальтированных дамочек-амазонок или гражданских импотентов, которые при рождении явно перепутали пол. Истерика последнего времени по данному вопросу явно спровоцирована производителями и продавцами оружия, потерявшими доход от введения новых правил. В таких условиях еще немного истерики и пропаганду продажи оружия приравняют к пропаганде жестокости и насилия. И введут уголовную ответственность за это. Может и пора? Сегодня по квартирам столько оружия, что уже просто фонит. Очевидно, что стволы, из которых стрелял школьник, вполне легальные. Наверняка, на них есть все разрешения. Понятно и то, что хранились они с нарушением норм и правил…

Но сколько стволов, которые не нужны владельцам (ну, не охотятся они!), никогда не будут использованы хоть раз, также хранится? Несметное число. А у участковых, по уши заваленных иными обязанностями, даже нет времени их проверить. К слову, пацан с таким же успехом мог взять нож, топор, молоток, кувалду… Расстрелять учители из китайского фейерверка, проткнуть заточкой, облить кислотой… К чему нужна школьная охрана? Она выполняет исключительно декоративные функции. Деньги на ветер! А мы же вместо того, чтобы снижать кислотность агрессии подростков, пичкаем их безумными детективами на ТВ, число которых носит запредельный характер. Компьютерными играми со стрелялками и пр. Порог чувствительности уже пройден. Для детей смерть стала развлечением. Ударить учителя и даже убить нормой.

Но, несмотря на это, по-прежнему внедряется мысль, что вооружен, значит защищен. И внедряют те, кто даже имея оружие, его психологически применить не смогут. А применят, то сядут. И на это же толкают законопослушных граждан. Логика простая и ясная: ружье обязательно выстрелит. А трагедия может случиться, действительно с кем и где угодно. Вопрос общества — минимизировать последствия. И если у нас какая-никакая, но есть культура пользования автомобилем как средством повышенной опасности, то культуры пользования оружием просто нет. Даже травматическое, даже пневматическое применяется системно. Применяются людьми, которые при получении лицензии и разрешения считались «законопослушными гражданами». Кивают, мол, полиция нас не защищает! Но полицию надо воспитывать всем обществом. И она готова к этому. Но до тех пор, пока она будет формироваться по такому принципу, как сейчас, лучше не станет. Своему оппоненту в Фейсбуке я писал: «Даже если у вас будет гранатомет и вас будут убивать, вы все равно его не примените. Никогда!!!! Дай Бог, что у вас его не отнимут… Не стройте из себя Рэмбо. Я больше 30 лет прослужил в силовых структурах. И знаю, что даже самые подготовленные бойцы предпочитают не применять оружия. Все последние события это подтверждают. Оружие применяют только при ликвидации боевиков. И то после согласования с прокурором. Разговоры об свободной продаже оружия — сопли дилетантов. И журналистов, у которых нет мозгов, чтобы придумать иной информационный повод. Если такой смелый, то купи ствол на черном рынке: какая разница за что сидеть? За незаконное хранение или неправомочное применение. Ведь у многих логика такова — сяду, но зато останусь жив. Ну и сиди! Вместо того чтобы решать вопрос кардинально предлагают лечение сифилиса вазелином.

Сегодня произошла трагедия. Пацану назначили психологическую экспертизу. И даже могу предположить каков будет результат. Но случившееся требует внимательного и последовательного анализа, который необходим, для понимания комплексности проблемы. Только делать это надо без суеты. Без тупых и надоевших штампов «запретить, ужесточить, закрыть». Каждый такой штамп можно считать элементом теста на невменяемость…

Теги: Терроризм

Комментарии (2):

09:47 — 04.02.2014, Куклин Юрий

Прав Михайлов. Без системного подхода вся возня против терроризма - только суета.


22:55 — 09.02.2014, d.a.michurin

Полностью с вами согласен.
Число невменяемых штампистов. на различных высоких должностях министерств и ведомств зашкаливает, за критическую отметку.
Хронический кадровый голод компетентных управленцев, на лицо.

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.