Дух средневековья.

21:48 — 15.12.2010

По старой привычке размещаю в блоге в оригинале сегодняшнюю статью, излишне резво подкорректированную заботливой редакторской рукой.     

Аналогия возникла спонтанно, когда душа устала уже от бесконечных завываний и причитаний, о том, как все плохо, как все неправильно, как все мы идем не так и не туда. Душа, жаждавшая мира и покоя, как уставший путник в пустыне воды, поначалу отбрыкивалась от всех этих стенаний унылых нытиков и заказных пессимистов, требовала прекратить просмотр телевидения и интернета, но профессиональные обязанности не дозволяли этого, и тогда и родился этот странный образ. Да! Не надо игнорировать действительность, всё так как есть, и никак иначе. Вот только знаки нужно поменять - с минуса на плюс. И всё встанет на свои места.

О вреде шаблонов и пользе знаний. Полуграмотные дураки называют средневековье скверным временем. Это я к тому, чтобы обозначить весьма специфическую категорию людей, которых Солженицын издевательски обозвал «образованцы», которые кое-где кое-что читали, нахватались кое-каких знаний, и, даже не подумав привести их хоть в сколь-нибудь систематический порядок, уверенно решили, что знают о средневековье всё, и имеют полное право называть то время мрачным и диким. В мифологемы «образованцев» включены костры инквизиции, своевольные бароны, забитые крестьяне, безостановочные феодальные войны, дикие суеверия, религиозные распри, постоянные стычки и дуэли - в общем, непрестанный кошмар в глазах современного обывателя.

Неграмотные обыватели такой самоуверенностью не страдают, и к средневековью у них отношение скорее романтическое, сформированное художественными фильмами, и отчасти художественной литературой. Прекрасные принцессы, героические рыцари, коварные кардиналы, турниры, скачки, битвы - все  это перемешано в голове среднестатистического обывателя, образуя маловразумительную, имеющую весьма отдаленное отношение к реальности, но в то же время симпатичную и вполне лояльную картинку. Обыватель относится к средневековью, как к сказке. А сказка есть сказка, и она всегда добрая, если это хорошая сказка.

И есть, наконец, специалисты, профессиональные историки, которые знают средневековье не по трем-четырем фильмам и полутора книжкам, а по документам, монографиям и тщательным исследованиям. Которые представляют себе средневековье, хоть европейское, хоть русское, хоть византийское, хоть китайское, не в виде шаблонных наборов готовых фраз, цитат и образов, а виде очень сложного, невероятно многогранного и чрезвычайно интересного времени. Наверное, самого интересного времени в истории человечества. Того времени, из которого вышла вся современная цивилизация, и в которое она до сих пор уходит всеми своими корнями.

Представляется так, что в современной России на удивление много проявляется того, средневекового духа истории. Пессимисты относят это к остаточным, архаичным явлениям дичающего российского общества. Оптимисты, к каковым принадлежит ваш покорный слуга, видят в этой реинкарнации средневекового духа новые перспективы и огромные открывающиеся возможности. Которые, если правильно использовать, можно обратить из неочевидных минусов в очевидные плюсы, из видимых всем недостатков в видимые немногим преимущества. Не верите? Ну, что ж, смотрите, как это делается, и не удивляйтесь потом самоочевидному результату.  

О вреде структуры и пользе дискретности. В чем отличие современного российского общества от, скажем, европейского, американского или китайского? В отличии от донельзя структурированных последних, российское общество донельзя дискретное. Это кажется невероятным, но это так. Нам уже приходилось писать об этом. «Нет ни одной структуры, или персоны, или идеи, вокруг которой могло бы объединиться все общество. Возможно, только футбольные или хоккейные победы способны на короткий миг сплотить страну в едином порыве, или, точнее, экстазе. Но ведь это же несерьезно. А во всем остальном наше общество невероятно сегментировано и разделено. Про общую национальную идею талдычат уже который год, но ничего, даже отдаленно похожего на оную идею, на горизонте не просматривается. Ошибаются и властные идеологи, полагающие, что общество вокруг чего-то или кого-то объединено. Ошибаются и оппозиционные идеологи, твердящие, что наше общество донельзя конформно и пассивно и всецело задавлено катком государственной пропаганды. Ничего подобного! У нас сейчас, что ни поп, то и батька - каждый сам себе на уме, и никакой мощи государственной пропаганды, и никаких усилий всех телеканалов не хватит, чтобы сформировать единое общественное мнение по поводу хоть чего бы то ни было, хоть самой простейшей вещи. Это невозможно еще и потому, что самый властный верх, сами наши властители дум разделены и раздроблены, как и все остальное общество. Так что даже если кому-то и хочется насадить какую-то единую позицию или, тем паче, идеологию, ничего из этого сейчас не выйдет по одной простой причине - её попросту нет, единой идеологии». («Общество броуновского движения», №37 от 2.04.2009).

Это плохо? Это может быть плохо, если не было бы хорошо. Структурированное, систематизированное, сплоченное, цельное общество хорошо там и тогда, где и когда есть подходящее лояльное окружение, спокойное время, понятные цели и задачи развития. Имеется ли все это сейчас в наличии? Ни в малейшей степени.

Время сейчас нарушилось, сломало свой плавный ход, стало таким же дискретным и сегментированным, как и российское общество. Цельные системы - хоть национальные, хоть государственные, хоть общественные - в этом дискретном прерывистом времени не выдерживают, не выживают, даже на идейном уровне. Когда все подчинено одной задаче и сосредоточено на одной цели, а цель вдруг оказывается недостижимой - как провалилось построение общества всеобщего благосостояния на Западе - тогда система, заточенная под достижение этой конкретной цели, оказывается в тупике, и движение встает. Намертво. Что и приводит к кризису, подобному нынешнему.

Совсем другой коленкор, когда в подобные тупиковые, кризисные моменты имеется в наличие общество дискретного типа, которое, по большому счету, никуда особо не стремилось, и в котором каждый упражнялся, кто во что горазд. Одно дело, когда группа людей на одном огромном океанском лайнере обнаруживает, что приплыла совсем не туда, куда планировала, и приходит в уныние, а если запасы топлива иссякли, то и просто в отчаяние. Другое дело, когда такая же группа  людей разбрелась во все стороны по такому же океану на маленьких лодках и катерах. Многие, ясное дело, погибнут. Еще больше точно так же приплывут не туда.

Но кому-то повезет. И они достигнут цели, и узрят землю обетованную. И могут позвать за собой остальных, выживших и потерянных. Как ни крути, шансов, в этом последнем случае, у людей больше, и огромные роскошные океанские лайнеры проигрывают в кризисную пору массе маломерных суденышков. Как с неизбежностью проиграют, и уже проигрывают цельные, структурированные общества Запада и Востока дискретному, раздробленному, сегментированному российскому обществу.

О вреде власти и пользе безвластия. Власть - это хорошо. Там, где граждане подчиняются власти, а та выполняет все положенные и свойственные ей функции с неизбежностью лучше, чем там, где все ровно наоборот. Но не всегда.

Дело в том, что привычка к подчинению власти, пусть даже самой правильной и разумной, постепенно снижает творческую активность граждан. Естественная подозрительность и недоверие к власти атрофируется, и постепенно сублимируется исключительно в голосования на выборах и референдумах. Так незаметно, но неизбежно подкрадывается застой.

Вот именно он-то современной России не грозит однозначно. Многочисленные критики и комментаторы языки в пыль смололи, доказывая, что власть у нас слаба, неправедна, неэффективна и неадаптивна. Да что там критики! Сами представители власти, что ни день, талдычут о том же. Правда они тут же прибавляют, что нужно изыскивать способы к исправлению власти и ситуации - и это правильно. Но пока идет изыскание оных способов, граждане уже научаются жить без надежды и оглядки на власть, проявляя при этом недюжинную, поистине средневековую творческую смекалку и жизненную хватку.

         Так происходит естественный отбор. Так, слабое неэффективное государство позволяет проявить себя сильным неординарным людям, у которых гораздо меньше шансов «высунуться» при государстве сильном и эффективном. А чем больше таких неупорядоченных, не встроенных ни в одну систему сильных неординарных людей, тем меньше грозит этой системе застой, тем более живучей и «кусачей» становится и она сама, в условиях постоянной конкуренции и нажима извне.       

Вот все сейчас переживают по поводу столкновения на Манежной площади и роста межнациональной напряженности. И почему-то никто не желает понять, что напряженность бывает только между двумя живыми, сильными, растущими организмами, готовыми выяснять отношения друг с другом без оглядки на верховного арбитра, в данном случае, власть. Тут не расстраиваться надо, а радоваться. Где идет столкновение, где кипит борьба, там хлещет жизнь и бьет через край - и ничего страшного, если порой прольется кровь. Кровит только живой организм, труп уже не кровоточит.

И потому Россия так похожа, скажем, на средневековую Европу и так не похожа на Европу нынешнюю. Невозможно себе представить кровавые столкновения в нынешней Европе. Оно и понятно - где взяться крови, если сердце уже не бьется. Зато средневековая Европа была живой и полнокровной, и кровь лилась часто, по поводу и без. Постоянные стычки и рыцарские дуэли, то же самое, что наши бандитские «стрелки» и «разборки». Бесконечная война гвельфов и гибеллинов, все равно, что наши свары западников и националистов. Война Алой и Белой Розы - война фанатов «Спартака» и «Зенита». Война французов с испанцами - война русских с кавказцами. Борьба мушкетеров короля с гвардейцами кардинала - борьба сторонников Медведева со сторонниками Путина. Жизнь бьет ключом, жизнь льется через край, выливаясь в битвы, схватки и столкновения - и только идиот может посчитать эту ситуацию ненормальной.

Это нормальная ситуация. Ненормальной она была бы, если бы оппоненты не считали друг другу достойными ссоры и пули, а только вежливой дискуссии и протестного голосования. Это значит, что их позиция им не важна, и они не готовы отстаивать ее до конца и до победы. Судя по накалу российских страстей, у нас все еще не так безнадежно.

Комментарии (1):

15:37 — 05.03.2011, Anandr

Статья несомненно, ИМХО, наводит размышления.Некоторые оценки и выводы очень сомнительны и неоднозначны,-"ничего страшного, если порой прольётся кровь". Она может пролиться и так, что не станет Вашего сына. Или её прольётся столько, что будет обескровлен живой организм, а это-труп. Чему радоваться?

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.