Ведущий и ведомый.

21:28 — 24.03.2010

В России - точнее, в российских СМИ - разразился очередной «школьный скандал». В школе № 1 города Шелехова Иркутской области произошла история, охарактеризованная СМИ самыми разнообразными эмоциональными эпитетами. Стало известно, что местные старшеклассники регулярно избивали 73-летнюю учительницу физкультуры, страдающую склерозом, заведомо зная, что женщина не может помнить, что с ней происходило. Сама история стала достоянием гласности только благодаря браваде школьников-садистов. Они выложили в интернет в конце прошлой недели серию роликов «Серега» против «Вафли» (так старшеклассники называли учительницу). На роликах видно, как ученики связывают пожилую женщину волейбольной сеткой в школьном спортзале, валят на землю и начинают пинать ногами, как футбольный мяч. Ролики увидели чиновники областного департамента образования, по обращению которых началась милицейская проверка. В результате директора школы уволили с выговором.

 

Это факт. На него, естественно, полились тонны комментариев, откликов и разного рода эмоциональных и предельно обобщенных выводов, вроде «замалчивание реальных проблем на всех уровнях власти, беззаконие и произвол, с которыми наши люди сталкиваются повседневно и повсеместно, жестокость и агрессия, подпитываемые сражающимся за рейтинги ТВ, варварское состояние системы здравоохранения и образования приводят к тому, что Россия стала страной обыкновенного садизма».

 

 Ну, в общем-то, можно и так.  Можно и так сказать, и почти не солгать. Мне же, однако, хочется выступить по поводу самого случая в иркутской школе. Дикого случая, согласен. Но только ли школьники в нем виноваты?

 

 В общем-то, то, что уволили директора, уже ответ на этот вопрос. Естественно, наибольшая вина за сложившуюся в школе ситуацию лежит на руководстве школы. Допускать до работы учителем физкультуры женщину в таком возрасте и с таким диагнозом - это уже выходит за все разумные пределы и рамки любой, самой мягкой и широкой компетенции. Знали они про избиения, или не знали, не важно. Они бы еще 80-летнего дауна взяли себе на работу!

 

Но и более того! В извечном противостоянии учитель - ученик, кто всегда оказывается виноватым? Ответ - учитель. И не потому, что он априори виноват в любой конкретной ситуации, а потому, что он ответственен за вверенных ему детей. И потому, что он старше. И потому, что умнее. По крайней мере, должен быть, в идеале. В любом контакте учитель - ученик, учитель является ведущим, а ученик ведомым. И оттого, как и куда поведет ведущий, так и сложатся его отношения с ведомым, или, в нашем случае, с ведомыми. Это надо понимать изначально.

 

Все мы учились в школе, все мы помним свои отношения с учителями. Они были разными, не всегда гладкими, не всегда ровными. Но они всегда изначально зависели от учителя. Доказать это крайне просто, проще всего на личном примере. В моем классе были и отличники, и простые ребята, и сущие раздолбаи, и откровенные отморозки. И все по-разному относились, даже к одним и тем же учителям. Но всегда наличествовала некая константа, зависящая уже не от учеников и класса, а именно от учителя. К одним учителям считалось возможным проявлять некие фривольности, подчас даже хамство, и уж почти всегда небрежность. По отношению к другим всегда доминировала сдержанность. К третьем - сущее уважение, смешанное кое-где с благоговением. Если бы все зависело от учеников, отношение класса к учителям было бы всегда одно и тоже. Но нет, практика и реальность говорят об обратном. Каков учитель - таков и класс, по крайней мере, в данный конкретный момент урока. На другом уроке другой учитель, и отношение к нему другое. Были у нас учителя, которых любили. Были которых уважали. Были даже те, которых боялись. А были и те, которых не любили, не уважали, и не боялись. Вот с такими было хуже всего. Причем, и им самим, и классу. Который мог бы получать знания, а вместо этого получал прекрасный пример антиобщественного отношения и антисоциального поведения.

 

 Так что учитель действительно всегда главный - и по статусу, и по факту. Если он умеет «держать» класс и привлекать его внимание, класс платит ему тем, если нет - ответ тот же.

Комментарии (1):

15:51 — 25.03.2010, Afonsky

Полностью сгласен с автором статьи. В том числе и с тем, что допускать к общению с подростками немощных учителей стариков, а тем более учительниц, нельзя ни в коем случае. Брать необходимо только накачанных и натренированных к рукопашному бою без правил молодцев - чтоб сдачи смогли достойно дать, если ведомые детишки нападут. Вот только бы и зараплату тем молодцам молодецкую давали.

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.