Уравнение с неизвестным

09:22 — 29.06.2012

В уравнении российской власти есть один неизвестный элемент. Среднестатистический гражданин более-менее представляет себе, для чего нужны стране президент, правительство, депутаты Госдумы, мэры и губернаторы. Есть в обществе определенное понимание, почти что консенсус, по поводу функций вышеперечисленных органов и ветвей власти. Все знают, что, по идее, мэр управляет городом, губернатор — губернией. Что Госдума принимает бюджет и прочие законы, что президент руководит страной, а текущее управление осуществляет правительство. Но никто не знает, для чего нужен Совет Федерации.

Нет, для каждого конкретно члена Совета Федерации оное членство вполне объяснимо и обоснованно. Кто-то обеспечивает себе этим членством почетную старость, кто-то депутатскую неприкосновенность, кто-то доступ к высшим эшелонам власти и центрам принятия решений. Некоторые сенаторы, возможно даже вполне реально пекутся об интересах представляемых ими регионов.

Но для чего нужна сама верхняя палата парламента — непонятно. Непонятно, что она делает такого исключительного, что не могли бы делать другие органы власти — хоть та же Госдума, например, или сами губернаторы. Такое впечатление, что разработчики Конституции 1993 года углядев во всех западных образцах верхнюю палату, решили, что и России негоже без нее оставаться, и предусмотрели создание СФ в Основном законе страны. Толком даже не сообразив и уж тем более не объяснив, для чего конкретно он нужен в наших специфических условиях.

Было сказано (и написано), что Совет Федерации представляет интересы регионов перед центральной властью. Но написанное осталось на бумаге, а сказанное в воздухе. В реальности все вышло несколько иначе.

В бурные 90-е Совет Федерации стал оплотом региональной фронды, выступавшей против сильной центральной власти, особенно власти президента. Разогнав Верховный Совет, Борис Ельцин к концу своего президентства столкнулся с не менее сильной оппозицией в Совете Федерации, особенно когда ряд сильных губернаторов и президентов национальных республик почувствовал возможность напрямую влиять на политику Москвы и перераспределять доходы и полномочия в свою пользу. Грязная история с генпрокурором Скуратовым, которого Кремль пытался отправить в отставку, а Совет Федерации не давал, стала апогеем противостояния мятежных региональных лидеров и слабой центральной власти.

Тогда же стала очевидной и явная диспропорция. Сильные и богатые регионы отстаивали свои интересы за счет более слабых и бедных, спекулируя подчас и на теме национально-территориальной исключительности, что неминуемо вело, и почти привело, к развалу страны. Кроме того, Совет Федерации, чем дальше, тем больше, все откровеннее скатывался к политическому противостоянию с центральной властью, что тоже шло не на пользу единству и укреплению страны.
Поэтому, став президентом и начав укрепление власти, единства и порядка в стране, Владимир Путин вполне предсказуемо взялся и за «усмирение» Совета Федерации. Губернаторы, президенты, спикеры законодательных собраний были выведены из верхней палаты парламента и заменены своими безликими представителями. Которые мало уже представляли интересы своих регионов, а все больше интересы выдвинувших их губернаторов. Кроме того, стать представителем от региона можно было ни дня не прожив в самом регионе, что еще больше оторвало Совет Федерации от местных проблем, местных избирателей, да и местных властей, по сути.

Победа президента над региональной фрондой далась недешево. Ценой стал абсолютно ручной и совершенно бесцельный Совет Федерации, который как-то выпал из уравнения российской власти, потерялся там, никому не нужный и всеми попрекаемый, словно чемодан без ручки — нести тяжело, а выбросить жалко. В последние годы проблема становилась все более очевидной, о реформе Совета Федерации не поговаривал только ленивый, и вот на этой неделе дело наконец, сдвинулось с места.

Президент Путин предложил довольно радикальную реформу комплектования верхней палаты парламента, которая, надо думать, и вернет ей осмысленность, и приблизит к регионам. Согласно законопроекту, подписанному в минувшую среду, сенаторы отныне не делегируются в Совет Федерации персонально губернаторами, а фактически избираются вместе с ними на прямых губернаторских выборах.

Выглядит это так. Претендент на пост губернатора должен будет заранее обозначить трех кандидатов, одного из которых он обязан, в случае победы, назначить своим представителем в верхней палате. Три кандидатуры, по логике законопроекта, необходимы для возможной замены в случае неожиданной отставки избранного сенатора.

Да, сенатор отныне фактически избирается, поскольку идет на выборы при губернаторе, словно вице-президент при президенте. И жители регионов теперь куда лучше будут знать своего представителя в Сенате, ибо к губернаторским выборам всегда прикован повышенный интерес и в ходе предвыборной кампании губернатора немало места будет уделено агитации кандидата в сенаторы. Именно кандидата, поскольку остальные двое будут явно запасными и чисто формальными персонами.

Ранг региональных выборов сразу повышается, как и статус сенатора, и его ответственность. Отныне кандидатом в сенаторы можно будет стать, лишь проживая на территории соответствующего региона не менее пяти лет перед выборами. Практика назначения сенаторами неизвестно кого уходит в прошлое, теперь регион будут представлять в Сенате реальные политики. Губернатор становится более зависим от своего кандидата в сенаторы: не угадаешь с персоной, так и выборы можно проиграть. В свою очередь, сенаторы становятся менее зависимы от губернаторов: теперь их нельзя будет отозвать и заменить просто так, по одной лишь инициативе губернатора. Кстати, членов Совета Федерации от законодательной власти отныне предлагается делегировать в верхнюю палату тоже только из состава депутатов региональных парламентов.

Вот так непонятный прежде орган власти логично и органично встраивается в общее уравнение. Сенаторы, в отличие от депутатов Госдумы, будут представлять не столько партийные, сколько региональные интересы. За них будут голосовать наряду с губернаторами, что повышает их связь и с населением, и с региональным руководством. И должность их теперь будет не синекурой, а реальной ответственной работой, без зримых результатов в которой не видать им выдвижения на следующий срок.

Ну, пока вот так. И пока очень неплохо.

Теги: путин

Комментарии (4):

20:22 — 07.07.2012, Сормович

Алексей, начало статьи хорошее: зачем нужен СФ?
Но далее опять "ненавязчивое спасибо" Путину - на сей раз за то, что "непонятный прежде орган власти логично и органично встраивается в общее уравнение"?
Пока не видно никаких логичности и органичности. Откуда сия идея: высосана из пальца, так на ихнем западе или обоснована учеными?


16:54 — 17.07.2012, Сормович

А как вам возраст сенаторов - с 21 года, "предложенный" Путиным и восторженно встреченный Матвиенко?
Глупость или у некоторых это умным считается?


19:39 — 07.08.2012, Петр - НН

"оное" - это что за слово такое?Говорите чётче :)

"Некоторые сенаторы, возможно даже вполне реально пекутся об интересах представляемых ими регионов." - сия гипотеза могла бы быть автором исследована, ведь открытые источники имеются, сайт СовФеда, например:
http://www.council.gov.ru

Думаю, что предшественником СФ можно назвать и Совет Национальностей Верховного Совета СССР, да и сама идея, чтобы каждый субъект непременно имел представителя в высшем законодательном органе вполне импонировала эпохе "суверенитетов" начала 90-х.

"Толком даже не сообразив..." - выбирайте выражения, люди ведь и обидеться могут...

Тезис о том, что "Сильные и богатые регионы отстаивали свои интересы за счет более слабых и бедных" представляется упрощённым. Речь, видимо идёт о влиянии на распределение бюджетных средств, как известно, ряд регионов являлись дотационными. Но разве можно назвать НЕдотационную нижегородскую область "слабой и бедной"?

Деятельность Совета Федерации "почти привела к развалу страны"? Автор несколько заблуждается, на мой взгляд.

Отчего же "безликими" представителями-то? Нижегородскую область, например, представляли бывший мэр Д.И. Бедняков, выпускник ННГУ им. Лобачевского Е.И. Бушмин и ныне возглавляет бюджетный комитет СовФеда:
http://www.council.gov.ru/committee/item1651373.html

Если автор не потрудился исследовать персоналии, не стОит называть огульно ВСЕХ "безликими". Уж ознакомьтесь с персональным составом СФ, потратье 10 минут драгоценного времени, ссылки см. выше.

Я напомню автору, что сенаторы УЖЕ избирались в первый российский Совет Федерации (спикер - В. Шумейко).Так что скорее можно говорить о возврате к прямым выборам сенаторов. Мне это и напоминает выборы в ВС СССР, когда от Горьковской







19:43 — 07.08.2012, Петр - НН

(окончание): Мне это и напоминает выборы в ВС РСФСР, когда от Горьковской области избирались несколько депутатов в Совет Республики, а один - в Совет Национальностей. Насчёт того, что "теперь регион будут представлять в Сенате реальные политики", автор сам себе противоречит, ведь пока - то СовФед по представляется автору "чемоданом без ручки".

Слово "ну", так же как "чуток" или например "как бы" - это, извините не для статьи. а для разговоров (но - не с читателем) :)

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.