Как оскорбить других и выглядеть оскорблённым самому

07:40 — 07.02.2017

Есть один хороший полемический приём, применяемый в дискуссиях довольно часто. Выдумать за оппонента «его» же позицию, а потом с блеском её опровергать и дискредитировать.

Например. Объявить Путина реваншистом и экспансионистом, а потом рассказывать, почему его «великодержавная» политика неизбежно провалится и уже проваливается. Доказывать наличие подобных замыслов у Путина при сём необязательно.

Приём этот настолько старый и избитый, что вызывает уже только одно раздражение. Особенно когда пользуются им вроде бы не самые глупые и бездарные люди.

* * *

Очередной интеллигентный интеллигент в очередной раз решил сообщить нам, какая Россия плохая и ужасная страна. И вроде бы ничего нового, но в том то и прелесть подобных «откровений», что на них очень удобно отслеживать, как работает вышеозначенный полемический приём.

Худрук «Сатирикона» Константин Райкин решил поделиться с публикой очередной порцией своих откровений. Там много чего было, но выделим, в частности, вот это его высказывание:

«У нас некрофильское государство, оно любит мертвых больше, чем живых. Потом их именами называем улицы, площади, станции метро, а до этого убиваем», — сообщил Константин Райкин, приведя в пример Николая Гумилева, Марину Цветаеву, Сергея Есенина и Владимира Маяковского.

Итак, Россия оказывается «некрофильское государство», потому что мы любим мертвых больше, чем живых, потому что запечатлеваем их имена в истории, но до этого убиваем. Константин Аркадьевич произвёл классическую подмену понятий, приписав оппоненту мнения и свойства, которых тот никогда не имел. По крайней мере, в таком виде.

* * *

Во-первых, из приведённых в пример четырёх поэтов трое покончили жизнь самоубийством. Если на этом основании полагать государство «некрофильским», тогда придётся считать таковым и Америку. Джек Лондон и Эрнест Хэмингуэй тоже покончили жизнь самоубийством, и их имена тоже запечатлены в истории американской и мировой литературы.

Конечно, можно докопаться, что это государство отправило Цветаеву в ссылку и довело до самоубийства. Но тогда уж вспомните и про Оскара Уайльда, которого безупречное британское правосудие отправило за решётку по обвинению в гомосексуализме, чем прямо способствовало его безвременной кончине.

Длинный список известных самоубийц, в том числе поэтов и писателей, висит в википедии, желающие легко его найдут. Там много имён — от Древнего Рима до современной Франции; и что же, во всех случаях стоит вести речь о «некрофильском» государстве?!

Вопрос риторический, но только не для Константина Аркадьевича. Для него Россия одна такая нехорошая страна.

* * *

Да, Николай Гумилёв был расстрелян, а сейчас его именем называют парки и улицы. Константин Райкин имеет что-то против реабилитации и прославления невинно осуждённых?

Расстреливали Гумилёва одни, а прославляли другие, и одно другому не противоречит никак. История — она такая. Сначала побеждают одни, потом другие, и у каждых победителей свои герои и свои изгои. Потом противоречия сглаживаются, и славные имена берутся в пантеон и с той, и с другой стороны. Почему память и прославление славных героев прошлого выдаётся за «некрофильское» отношение, понять сложно.

Американцы убили своего президента Джона Кеннеди, потом назвали его именем аэропорт, парк и много чего ещё. Значит ли это, что американцы больше любят Кеннеди мёртвого, чем живого, и на этом основании они некрофилы? Кто бы как не относился к американцам, на этот вопрос ответит, скорее всего, «нет». Тогда почему Константин Райкин в аналогичной ситуации говорит «да»?

Кеннеди был убит за политику? Ну, так и Гумилёв был расстрелян за политику, а не за стихи. За политику и святых убивали, а потом прославляли, и не только в России — стоит ли опять из-за этого страны и народы обзывать «некрофильскими»?

Приходится признать, что Константин Райкин-либо чудовищно невежественен, либо столь же чудовищно предвзят и тенденциозен. Ему очень захотелось оскорбить именно Россию, и ему это удалось. А теперь он с невинным взглядом будет строить из себя оскорблённую добродетель, подвергающуюся гонению за свою свободу мысли и творческое самовыражение.

Испортить воздух в общественном месте тоже можно считать свободой самовыражения. Вряд ли, однако, окружающие воспримут это именно так.

Теги: Общество

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.