«Игра престолов» и предчувствие будущего

10:08 — 17.06.2015

Символично, хоть и, конечно, случайно, что смерть Жанны Фриске совпала с завершением очередного сезона «Игры престолов». И кончина красавицы, любимицы публики Фриске, и последняя серия сезона с очередным валом ожидаемых и неожиданных смертей, суровым и зримым образом напомнили разомлевшему от летнего тепла зрителю о бренности и скоротечности всего сущего. Ничто не спасёт нас от конца — скорого и неожиданного. Ни власть, ни богатство, ни слава, ни популярность — всё это теряется в одно мгновение и человек остаётся со смертью один на один. «Валар моргулис», как и было сказано.

О причинах популярности «Игры престолов» написаны уже, наверное, тома и добавить тут нечего. Помимо увлекательного и непредсказуемого сюжета, помимо прекрасной работы создателей сериала, актеров и режиссеров, «Игра престолов» попала в главную болевую точку современного западного, в том числе и российского, зрителя/обывателя. Скованный многочисленными условностями, запретами, ограничениями и правилами современной цивилизации обыватель начинает тосковать по простоте и безусловности нравов и отношений. Когда можно спокойно назвать врага врагом, и не просто назвать, но и убить его. А потом не метаться в бесконечных хитросплетениях судебно-правовой системы, а ожидать и избегать мести — удачно или не очень. Когда вопрос безденежья решается не кредитами, а грабежом, а спор о власти не рейтингами, а мечом. Когда жизнь стоит дёшево, а честь дорого, и умереть кажется проще, чем подвергнуться публичному позору и унижению.

Это всё, безусловно, идеализм, но подспудная тоска по такому идеализму время от времени прорывается сквозь диваны и телевизоры, и тогда одни едут воевать на Донбасс, другие строить «Исламское государство», а третьи, самые нерешительные и рассудительные, просто ставят очередную серию «Игры престолов». Дабы хоть на экране пережить свои фантазии.

Но речь не только о фантазиях. Видимое благополучие и цивилизованность современного западного мира породили невиданное ханжество и лицемерие, которое чем дальше, тем больше угнетает простого обывателя. Феминизм, гуманизм, политкорректность, права меньшинств и прочие современные штучки вызывают пока что подспудное отторжение граждан, внешне вынужденных соблюдать правила приличия. Но запрос на простоту и естественность отношений никуда не делся, и появляется спрос на такие шоу, как «Игра престолов» с её имитацией средневековых нравов, где не стесняются в выражениях, где девушку выдают замуж, не спрашивая ее согласия, где королева травит короля и спит со своим братом, где нищенствующие монахи не просто обличают геев и прелюбодеев, но и подвергают их вполне реальным и позорным наказаниям. Все мы понимаем, что в наших реальных современных условиях, всё это невозможно, и, пожалуй, даже не желательно, но наш «тёмный попутчик» требует своей доли и «Игра престолов» вполне его удовлетворяет.

При всей сложности и запутанности нашей жизни, мы привыкли, в общем-то, к её предсказуемости и безопасности. Цивилизация предоставляет нам блага, которых человечество было лишено в прошлом, а весьма значительная часть и в настоящем. Мы забыли, что такое голод — хлеб с колбасой есть в любом магазине и доступны каждому. В каждом доме есть водопровод и отопление, в каждом доме есть бинты и антибиотики. Мы страхуем наши дома и машины, здоровье и жизнь, мы получаем пенсии и пособие по безработице, нас охраняет армия, полиция и целый кордон чиновников и социальных служб. Мы почти забыли, что такое оказаться в действительно безвыходной ситуации, когда ты один на один со своей бедой и ничего с ней сделать не можешь. «Игра престолов» напоминает нам о том, каково это.

Каково маленькой девочке потерять всю семью и пытаться выжить в окружении бандитов, убийц и разбойников, каждый из которых только и ждет, чтобы тебя ограбить, продать или изнасиловать. Каково быть карликом или калекой в обществе, где тебя не величают толерантно «человеком с ограниченными возможностями» и пытаются всячески эти возможности расширить, а прямо называют уродом и попрекают твоим же уродством, неважно врожденным или приобретенным. Каково жить войнам, проданных в рабство малолетними мальчиками, кастрированных и обученных лишь одному — искусству убивать. Этот простой суровый мир Вестероса и Эссоса, несмотря на все политические и дипломатические хитросплетения, напоминает нам о временах, из которых мы ушли, не так уж, в сущности, и давно, и в которые в любой момент можем вернуться.

Да, можем, и очень даже легко. Ткань цивилизации на теле человечества невероятно тонка и хрупка, и порваться может в любой момент от любого резкого неосторожного движения. В недрах самого благополучного общества и на его окраинах зреют свои драконы, Иные и Белые ходоки, которые только ждут своего часа, чтобы восстать и обрушить всё это мнимое привычное благополучие, ввергнуть мир в пучину войны и бедствий, сорвать с человека маску цивилизации и обнажить его истинную сущность. Как правило, мерзкую, гнусную, подлую и — очень редко — стойкую, честную и благородную, но всегда исключительно истинную. Как война за считанные недели и дни делает из простого обывателя кровавого подонка, насильника, убийцу и героя, мы за последние месяцы воочию увидели на примере Донбасса. Для некоторых Донбасс слишком далеко и отвлеченно; им обо всём этом напоминает «Игра престолов».

Наш привычный уютный спокойный мирок может обрушиться в круговерть бедствий и катастроф не только из-за каких-то глобальных, объективных и неизбежных, перемен, вроде наступления ледникового периода (в «Игре престолов») или глобального потепления (в нашей реальности), но и из-за совершенно частных, подчас спонтанных, поступков. Не влюбись один принц одной могущественной династии в девушку, уже бывшую невестой одного лорда, не возьми он её силой, не было бы восстания и войны, обрушившей эту самую великую династию. Не захоти один мелкий придворный интриган удовлетворить свое тщеславие и отомстить более удачному сопернику, не началась бы другая война, еще более страшная и кровопролитная, чем первая. Самые грандиозные и тщательно продуманные планы срываются из-за какой-то случайной мелочи, вроде инфекции в пустяковой ране или ревности глупой бабы. Великие перемены и судьбоносные события складываются из многих конкретных человеческих действий, подчас совсем незаметных, мелких, частных, пронизанных отнюдь не благородными мотивами. Но именно они меняют судьбы мира. Конечно, когда мир к этому готов. Это еще один из мотивов и уроков «Игры престолов».

Мир — и человек — слишком сложен, чтобы им управлять. Могущественный лорд, изощренный интриган, благородный рыцарь — все они могут строить свои планы, и никто из них не добьется желаемого. Они все погибнут. От своих ли ошибок, от дурацкой случайности или действий врагов, но смерть поджидает их в самый неожиданный момент, и тот, кто, казалось бы, управляет судьбами мира, не может уже управлять ничьей судьбой, включая свою собственную. Старая истина, но чтобы она заиграла новыми красками, понадобился эпос «Игры престолов».

Никто не знает, чем всё закончится. Ни автор книги, ни авторы сериала, ни актёры, ни зрители. Тем и интересно следить за этой историей, что мы не знаем её исхода, как не знаем исхода своей жизни. Но кое-что всё-таки мы знаем.

Мы знаем, что «зима близко». Родовой девиз Старков проходит сквозным мотивом через весь сериал. Мы знаем, что «валар моргулис» — ещё один такой же сквозной мотив. Тяжелые времена недалеко, а люди смертны. Мало того, они еще и внезапно смертны. Всё может накрыться медным тазом в любой момент — и в нашей собственной жизни, и в жизни целого общества, страны и мира. И избежать этого не получится. И подготовиться тоже. Но помнить об этом надо всегда.
На всякий случай. Может пригодиться.

Возможно, из этого предчувствия будущего и берёт свой исток нынешняя популярность «Игры престолов».

Комментарии (2):

20:30 — 17.06.2015, Куклин Юрий

Размер имеет значение - чем больше система, тем её движение устойчивей, бифуркации - реже. Историкам это должно быть понятно давно.


22:33 — 22.06.2015, Петр - НН

Не смотрел и не собираюсь.... Читать, естесственно, тоже.
Неактуальная для меня тема.

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.