Большая разница

00:54 — 05.08.2015

По профессиональной необходимости мне ежедневно приходится просматривать не только ленты новостей и прочие источники информации, но и посещать страницы и ресурсы коллег, как местных, так и федеральных. И с некоторых пор замечаю за собой, что если бы не пресловутая профессиональная необходимость от многих информационных ресурсов я бы давно уже отказался. Поставил бы крест и пожизненный бан. Сил моих больше нет.

Я не могу больше заходить на «Эхо Москвы», на «Новую газету», на «Сноб», на «Дождь» и иже с ними. Не могу, но приходится, скрипя зубами и зажимая нос. И дело не в их непрофессионализме или ангажированности, не в оппозиционности и критике власти — отнюдь. Есть в нашем медиа-пространстве ресурсы и СМИ, настроенные к власти ничуть не менее критично и жестко, ничуть не менее тенденциозные и бестолковые, но разница есть и разница принципиальная.

В «Свободной прессе» или в «Эксперте», в «Спутнике и Погроме» или во «Взгляде», власть тоже часто критикуют и тоже часто возмущаются текущим положением вещей. Но почему эта критика и это возмущение так отличаются от того, что раздается в «Эхе» или «Дожде»? Потому что цели у них разные.

Лучше всего об этих двух критиках высказался сто лет назад Честертон: «В искреннем доброжелателе плохо то, что он — неискренен. Он кое-что затаил — он скрывает, как ему приятно говорить гадости. Втайне, он хочет уязвить, а не помочь.

Вот почему нормального человека так раздражают люди, лишенные патриотизма… Бывает настоящее отсутствие патриотизма, и оно раздражает здоровых людей… Такой непатриот — неискренний искренний доброжелатель; он — из тех, кто говорит: „Мне очень жаль, но вы разорены“, а ему ничуть не жаль.

Его, не впадая в напыщенность, можно назвать предателем — ему разрешили знать горькую правду, чтобы он помог своим, дал дельный совет, а он подстрекает новобранцев к дезертирству. Свободой критики, которую мир предоставил своим советникам, он пользуется, чтобы отвратить народ от верности. Пусть он верен фактам — это не все; важны его чувства, его цели. Быть может, тысячи жителей предместья действительно заболели оспой; но мы хотим знать, кто говорит об этом — философ, который хочет пороптать на богов, или врач, который хочет помочь людям».

Исчерпывающе. Тут нечего добавить, тут всё изложено предельно ясно и четко. Вот почему я с интересом читаю критику Шаргунова и Прилепина, и с отвращением Пархоменко и Ганапольского. Первые ругают власть, чтобы понудить её стать лучше, и обличают проблемы, дабы их решить; они хотят жить в России, они любят её и стремятся сделать её сильнее и лучше. Вторые обличают проблемы и вскрывают язвы не чтобы их решать и врачевать, а чтобы просто ткнуть в них носом и произнести своё сакраментальное: «Разве у этой страны есть будущее?!»

Есть разница между критикой чего-то любимого и дорогого, что стремишься довести до идеала, и обхаиванием чего-то нелюбимого и враждебного, от чего стремишься держаться подальше — Родины, например. Большая разница. Та, которая отделяет оппозицию от врагов и предателей. Честертон был прав.

Комментарии (2):

22:02 — 09.08.2015, Петр - НН

А я вот всё реже захожу на ленту блога (или колонки?) одного нижегородского - кого? Журналиста? Блоггера? Обозревателя? Знаю точно, что не историка, и уж НИ РАЗУ не филолога.
Который может высказываться по широчайшему кругу вопросов. При этом вот сейчас проходят важнейшие для Нижнего Новгорода выборы - а он ведь и слова-то про них не скажет.
Почему? Во-первых, нет команды. Во-вторых, вряд ли что-то доподлинно знает. А вот я, кстати, знаю: многолетнее пребывание в различного уровня избирательных комиссиях даром не проходит.
И вот вопрос у меня к знатокам:
а КТО это имелся в виду в моём комментарии?
Отвечает Алексей Ларин...


22:04 — 09.08.2015, Петр - НН

Кстати, Ларин, а какая у Вас ПРОФЕССИЯ?
Судя по диплому - "историк, преподаватель истории"?
На блоггера-то Николай Филиппович не учил, ведь правда?

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.