Семинар прошел — спектакль остался!

16:00 — 19.06.2010

Ольга Севрюгина, Елена Санина

Семинар прошел — спектакль остался!

Автор фото: Г. Ахадов и Д. Барт

Семинар прошел — спектакль остался!

16:00 — 19.06.2010

Ольга Севрюгина, Елена Санина

Вот и закончился XXIII всероссийский семинар драматургов «Авторская сцена», о планах которого мы рассказывали вам в одном из прошлых выпусков газеты. Десять дней пролетели, будто бы их и не было. Сотни листов пяти пьес в результате лихорадочной работы режиссеров и актеров превратились за это время практически в полноценные спектакли.

ТЮЗяне даже умудрились выучить текст наизусть, и спектакль Е. Фирстовой «Переезд» по пьесе Т. Рахмановой вполне может войти в репертуар театра. В. Червяков напротив построилпоказ «Не люблю баклажаны» М. Зелинской какчитку. Все остальные сделали все, чтобылисты ролив их руках на показе были оправданны. В итоге вместо планируемого обсуждения пьес зрители и критики увлеченно обсуждали получившиеся спектакли и работу актеров и режиссеров. Хотя изначально как раз этого-то и не должно было быть, но, раз уж впервые семинар выбралсяиз Щелыково в здания настоящих театров и захватил в свои цепкие объятия актеров сразу четырех нижегородских театров, иначе и быть не могло. В качестве рабочего пространства режиссеры использовали все - от ТЮЗовского цеха росписи, до вестибюля, театрального буфета и даже курилки театра «Комедiя»!

Самыми удачными, по мнению зрителей, получились«Памятник», поставленный Ириной Лаптиевой по пьесе Владимира Жеребцова, и «Жульета» Сергея Руббе в постановке Александра Ряписова.

Владимир Жеребцов уже прочно завоевал себе имя надраматургическом Олимпе, среди тех, кто взял его пьесы на вооружение, Олег Табаков и Лев Дуров, этим все сказано. Удивительная история про памятник дворнику, непонятно кем поставленный в одну ночь на центральной площади города. Кто, зачем, почему, за какие заслуги - вот что не дает покоя окружаюшим и самому дворнику Мухину. Самые неожиданные идеи рождаются у изумленных горожан. От презентавлюбленной женщины до дани бойцу невидимого фронта.В итоге получился живой спектакль с ноткой драматизма, вихремкружащийся вокруг задумчиво-растерянного главного героя Мухина (Д. Кальгин) и его памятника, но игра затаенных смыслов, присутствующая у драматурга, осталась несколько в тени бытовой комедии, получившейся у режиссера Ирины Лаптиевой.

«Жульета» С.Руббе, недавно опубликованная на страницах журнала«Современная драматургия», уже успела поучаствовать во всероссийском драматургическомконкурсе «Действующие лица-2009» под названием«Пожалел дурак дурочку» (кстати, это название кажется более оправданным) и получить премию международного конкурса пьес «Баденвайлер». Смешная и грустная одновременно притча о бродячем фокуснике, волею случая в свои странствия вовлекшего девушку, ничегов жизни не видевшую и не понимающую. Жульета - очень эмоционально насыщенная роль, быть может, самая сложная из всех, что были у Ю. Лыковой в родном театре, и за живое зрителей она задела. Режиссер Александр Ряписов не только сам сыграл всвоем спектакле - еще бы, семнадцать персонажей - самая многонаселенная пьеса, но и заполучил в качестве актера директора театра Д.Коновалова, «обход владений дозором» для которого вылился в роль «управляющего делами Михал Михалыча». Вот где заулыбалась культурная общественность! «А что, правда его так в пьесе зовут???» А если серьезно - режиссер смог обыграть все пространство вестибюля театра - зрители еле успевали поворачиваться на стульях, бегать к парапету, чтобы увидеть действие, что разворачиволось сразу на двух этажах, в буфетеи на лестнице - даже входные двери театра стали участниками спектакля. «Спасибо огромное театру «Комедiя» за то, что у него есть уникальное помещение, где возможно без художника создать такое стилевое решение», - отметил А. Ряписовна обсуждении. Режиссер изначально не считал образ дороги и путешествия, главный в пьесе, близким современному зрителю, о чем и сказал драматургу. «Сергей расстроился, на следующий день пришли актеры, и он спросил, что делать. Я ответил: если Игорь Смеловский согласится сыграть Рахманова, то за счетличности актера мы все проблемы устраним, герой станет достоверным, это и произошло».С.Руббе: «Я видел, что актерам и режиссеру работать над пьесой действительно интересно. Впечатлил Игорь Олегович, когда я писал пьесу, я представлял в этой роли конкретного актера, не скажу какого. Когда Смеловский пришел на читку в жилеточке, с пакетиком, я подумал: ну какой из него Рахманов, но, когда он взял в руки текст, начал читать и сразу с ходу стал попадать во все... я очень удивился и понял: это он! После спектакля огромные впечатления, я очень доволен!»

Завершился семинар пьесой «Агентство расставаний, или Город богатых мужчин», поставленной Александром Сучковым по пьесе нижегородского драматурга Н. Прибутковской. Пьеса дорабатывалась и сокращалась до последнего момента, в результатецелостного спектакля, да и целостного впечатления о пьесе, не получилось. В то же время, несмотря на нагромождение странных и зачастую совершенно неоправданных сюжетных ходов, где-то в самом сердце пьесы затаилась живая боль женщины, несмотряна предательство любящей своего первого мужчину. М. Вязьмина, мягкая, скромная и нежная в этой роли, открылась для меня больше, чем за все спектакли, что я видела с ней до этого! Поразил С. Бородинов, еще одна возрастная роль, прерывающийся голос, трясущиеся колени, рельефный фарсовый образ престарелого ловеласа, все еще верящего в свое превосходство. Впервые увидела я на сцене В. Клапатюка - столько в нем энергии, задора и актерской силы, что захотелось увидеть его в серьезном спектакле!

Опыт - это то, что у человека никто не в состоянии отнять. Судя по тому интересу, с которымработали нижегородцы над этим проектом, полученный опыт они не забудут никогда. А главный результат семинара - это контракт, заключенный театром «Комедiя» с С. Руббе на постановку его «Жульеты», пьесы, превратившейся в лучший спектакль финального трехдневного показа. Ведутся переговоры и по другим пьесам.

5270

Комментирование данного материала запрещено администрацией.