Фарфоровая жизнь бумажных тигров

15:08 — 17.06.2010

Ирина Мухина

Фарфоровая жизнь бумажных тигров

Автор фото: Николай Бравилов

Фарфоровая жизнь бумажных тигров

15:08 — 17.06.2010

Ирина Мухина

До 18 июля в Нижегородском государственном художественном музее открыта выставка, экспонаты которой вряд ли когда-либо и где-либо еще увидишь. Хотя само искусство китайского фарфора имеет славную, хорошо известную биографию и во многих музейных собраниях России его образцы представлены, в данном случае демонстрируются вещи по-настоящему необычные. Ведь это - посланники времен культурной революции.

Совершенно особое десятилетие в истории одной из древнейших наций проходило под знаком перевоспитания буржуазной интеллигенции, создания новой идеологии и культуры, перестройки быта и патриархального уклада. Свое крайнее выражение подобные лозунги нашли в деятельности юнцов-хунвэйбинов, отряды которых учиняли настоящие политические расправы. Время торжества идей Мао Цзэдуна и крайне жесткой общественной ломки сломало, казалось, сами традиции столетиями формировавшейся эстетики китайского фарфора. Изящные пейзажи с живописными деревьями, водопадами и птицами, мирные бытовые сценки, сказочные драконы - все это уступило место совершенно иным изображениям. «Учись военному делу, готовься к войне», «Уничтожим контрреволюционную и ревизионную культуру!», «Идем дорогой, указанной председателем Мао Цзэдуном», «Все революционеры - это бумажные тигры» - уже названия работ говорят о сюжетах, ставших приоритетными. Фарфор тоже был превращен в мощное средство пропаганды и агитации за новое мироустройство. И благородный каолин сохранил отпечаток главных примет удивительного времени, теперь уже ушедшего. Хрупкий материал оказался намного долговечнее риторики, фетишей да и самих реальных персонажей той действительности. Бумажные тигры революции, чьи силы, по мнению великого кормчего, прибывают день ото дня, ныне живут всего лишь как изображение на фарфоре. Такая вот поучительная философская метаморфоза некогда грозно разрушительной стихии...

Возможность приобщиться к этому историческому уроку, оценить особенности китайского фарфора времен культурной революции появилась у нижегородцев, благодаря М. В. Баржановой. В личном собрании директора Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства около 300 предметов, выпущенных в 60-70-е годы ХХ века знаменитым центром китайского бренда - заводом Цзиньдэчжень, расписанных его мастерами вручную. Нашему художественному музея московский коллекционер предоставила для показа примерно треть своего фонда, но и это количество экспонатов дает яркое представление о колорите искусства той поры. Фарфоровые панно и скульптуры, вазы, чаши, блюда - сегодня это памятники культуры. А если учесть, что значительная их часть - изделия, когда-то выпущенные маленькими партиями, то перед нами настоящие раритеты.

1225

Комментирование данного материала запрещено администрацией.