Инвестор может спать. Спокойно

15:08 — 17.06.2010

Олег Папилов

Стелла Марычева и Олег Тимофеев доходчиво ответили на все вопросы инвесторов.

Стелла Марычева и Олег Тимофеев доходчиво ответили на все вопросы инвесторов.

Автор фото: Юрий Правдин

Инвестор может спать. Спокойно

15:08 — 17.06.2010

Олег Папилов

Для того, чтобы инвестор шел в регион, ему надо создать условия. Это прямая обязанность власти. Но в ее же компетенции и спросить с инвестора по истечении некоторого времени, а что он сделал для региона, не только ли о своем «кошельке» заботился, «раскручивая» тот или иной инвестиционный проект.

Для того, чтобы инвестор чувствовал себя комфортно на начальной стадии реализации своего проекта, ему, безусловно, необходимы налоговые льготы. На что он может рассчитывать, открывая новое производство на территории Нижегородской области? Этой теме был посвящен «круглый стол», который прошел вчера в здании Торгово-промышленной палаты. Участие в нем приняли представители органов исполнительной власти, федеральной налоговой службы, а также предприятий, которые реализуют свои инвестиционные проекты в регионе и уже вышли за стадию их окупаемости, либо только собираются это делать.

- Закон о приоритетных инвестиционных проектах на территории Нижегородской области действует с 2004 года, - говорит заведующая сектором приоритетных инвестиционных проектов министерства инвестиционной политики Нижегородской области Стелла Марычева. - За это время на территории области было реализовано 60 таких проектов. Периодически в этот закон вносятся изменения, с которыми в нашем министерстве всегда готовы познакомить потенциальных инвесторов. К примеру, в этом году были введены поправки, касающиеся налога на прибыль. Безусловно, все они на руку инвесторам. Замечу, что статус приоритетного проект может получить только на конкурсной основе. А функции конкурсной комиссии выполняет инвестиционный совет при губернаторе. Процедура достаточно простая. Чтобы инвестор мог претендовать на льготы, ему достаточно всего лишь собрать полный пакет необходимых документов. Основная часть этого комплекта - бизнес-план. Он, по сути, и является заявкой. В нем обязательно должны быть отображены объемы предполагаемых инвестиций (чтобы претендовать на статус приоритетного проекта, они должны составлять не менее 100 миллионов рублей), бюджетный эффект, его социальная значимость, которая, к слову, выражается не только количеством создаваемых рабочих мест, но и созданием условий труда, близких к идеальным, заботой об улучшении экологической обстановки. Ну и , конечно же, инвестор должен презентовать свой проект, представить его в самом лучшем виде конкурсной комиссии.

- На первый взгляд, 60 приоритетных инвестиционных проектов за пять лет - это не так много, - вступает в разговор председатель общественного комитета по иностранным инвестициям при ТПП Нижегородской области Олег Тимофеев. - Насколько я знаю, есть немало регионов, в которых это количество исчисляется не десятками, а единицами. Возможно, мы на фоне других областей выглядим выигрышнее, потому что в Нижегородской области все инвестсоглашения утверждаются местным законодательством. Эта практика существует далеко не везде в России, и она, безусловно, предоставляет дополнительные гарантии инвесторам. Так что смею заверить: инвестор, который вложил свои средства в экономику Нижегородской области, может спать спокойно.

К тому же у нас, по словам Олега Валерьевича, в этом плане достаточно четко отлажены взаимоотношения между исполнительной и законодательной властью. Если тот или иной законопроект, касающийся изменений в инвестиционное законодательство, вносится губернатором на рассмотрение депутатов ОЗС, то, как правило, он рассматривается на ближайшем же заседании областного парламента. Хотя, надо признать, депутаты всегда задают немало вопросов, всегда живо интересуются тем, для чего необходимы эти поправки и что они в итоге дадут. К слову, сам инвестор должен присутствовать на этих заседаниях и быть готовым к защите своего проекта. Вопросы к нему могут возникнуть самые разные...

Еще один немаловажный момент: одно и то же юридическое лицо может неоднократно подавать заявку на включение своего проекта в число приоритетных, если оно, к примеру, расширяет свое производство, открывает новые производственные мощности. Пример тому - ООО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез». Начальник отдела среднесрочного и перспективного развития этого предприятия Михаил Решетов рассказал, что его компания получала этот статус четыре раза. Своим опытом, как получить его, делились и другие инвесторы.

По словам участников «круглого стола», налоговые льготы по налогу на имущество либо налогу на прибыль даются сроком на пять лет, но не более срока окупаемости проекта. В отдельных случаях этот срок может быть продлен еще на два года. Причем приходится выбирать - пользоваться льготами по налогу на прибыль или на имущество. Льгота напрямую зависит от доли прибыли - чем больше прибыль, тем и льгота больше.

- Льготами по налогу на прибыль предпочитают пользоваться гораздо меньше руководителей предприятий, нежели льготами по налогу на имущество, - рассказывает заместитель начальника отдела налогообложения юридических лиц управления федеральной налоговой службы по Нижегородской области Роман Журавлев. - По той простой причине, что прибыли на первоначальном этапе деятельности предприятия практически не бывает.

Как сказал Роман Валерьевич, налоговики всегда готовы давать инвесторам разъяснения, как лучше поступить в той или иной ситуации, однако не стоит ждать от налоговой службы послаблений, выходящих за рамки закона.

- Мы ничего не разрешаем и ничего не запрещаем, - продолжает мысль начальник отдела налогообложения юридических лиц управления федеральной налоговой службы по Нижегородской области Марина Филиппова. - Мы просто исполняем закон. Что касается отношений с руководителями предприятий, реализующих приоритетные инвестиционные проекты, то очень хочется сказать им вот о чем. К сожалению, в бизнес-сообществе сложился стереотип, что налоговая служба - это сугубо карательный орган. Это далеко не так. Наша структура - орган исключительно административный. Поверьте, мы не меньше инвесторов хотим, чтобы они жили и процветали - это ведь налогооблагаемая база региона. И мы в первую очередь заинтересованы в том, чтобы казна не была скудной.

Приведу такой пример: нашли мы какую-то ошибку в отчетной документации того или иного предприятия, звоним в бухгалтерию, чтобы указать на нее. И встречаем, мягко говоря, непонимание. Люди почему-то думают, что мы ищем всяческие «лазейки», чтобы лишить их проект статуса приоритетного, лишить льгот. Нив коем случае! Это делается для того, чтобы был прямой контакт, чтобы какие-то шероховатости можно было устранить быстрее.

Этот «круглый стол» от большинства подобных ему отличался тем, что здесь не было длинных докладов, никому не интересных речей - это был живой диалог власти с бизнесом, что происходит не так часто. Представители предпринимательских структур в основном спрашивали, чиновники и налоговики на их вопросы отвечали. Отвечали конкретно, доходчиво, давали экспертные оценки видения той или иной ситуации. Поэтому в пользе подобных мероприятий для обеих сторон сомневаться не приходится.

1993

Комментирование данного материала запрещено администрацией.