Окна с «разрезом»

15:57 — 03.06.2010

Ольга Гогуленко

Окна с «разрезом»

Автор фото: Ольга Гогуленко

Окна с «разрезом»

15:57 — 03.06.2010

Ольга Гогуленко

Поменять старые окна на новые решила семья нижегородцев Семеновых (фамилия изменена) после того, как побывали в гостях у своих знакомых. Дорогие деревянные окна, которые установила им одна из нижегородских фирм, понравились Семеновым. Не поинтересовавшись деталями, супруги только спросили знакомых:

- Сделали под ключ?

- Под ключ, - подтвердили они.

Семеновы позвонили в фирму, изъявив желание поставить одно деревянное окно в спальню, а другое, с балконной дверью на кухне, - пластиковое. После замера окон заказчики отправились в фирму и заплатили половину запрошенной суммы -17 тысяч 500 рублей. Когда не только пластиковое, но и деревянное окна были готовы, заказчики, осмотрев их на производстве, отдали вторую часть суммы и подписали договор. Особо не вникая в детали, ведь в фирме тоже сказали, что сдают окна под ключ.

- По-моему, если сказали «под ключ», значит, ничего доделывать не нужно: повесил занавески - и все, - справедливо считает Мария Сергеевна.

Договорились о дне монтажа, мастера обещали прибыть с утра, и хозяин специально отпросился до обеда с работы. Мужской глаз в таком деле нужен. Но приехали установщики только... около двух часов дня (хозяин, не дождавшись их, ушел на службу).

- Мы не виноваты, начальство собрание у нас устроило, задержало, да и пробки на дорогах, сами знаете, - оправдывались монтажники.

Мария Сергеевна засомневалась, успеют ли поставить окна за оставшееся время. Мастера сказали, что могут успеть демонтировать старые окна, но тогда хозяйке придется убирать мусор дважды - сегодня вечером и еще завтра. Договорились, что только внесут оконные блоки, а всю работу исполнят завтра.

На следующий день мастера появились с утра, а вот мужа Марии Сергеевны не отпустили с работы и следить за процессом он не смог. Женщина поглядывала время от времени на работу, но над душой не стояла, ждала окончания.

- Они меня предупредили, что будут работать до 17 часов, и вдруг в 16 часов начали собираться. Оказалось, за ними приехала машина и водитель не намерен ждать, - рассказывает заказчица. - Я хотела принять работу, но открывать балкон и окна было нельзя. Установщики попросили трехлитровых банок с водой, наставили их на подоконники и велели сутки ничего не трогать - чтоб лучше схватилось. Посмотреть, как сделаны откосы, как снаружи заделаны окна и дверь, я не могла, только при монтаже рабочие показали мне, как открывать-закрывать окно.

Через сутки открыв окна, женщина увидела, между стеной и оконными блоками просматриваются щели, плитка на балконе в некоторых местах отбита, пена под подоконниками не обрезана. Хоть бы предупредили, что маловато 35 тысяч рублей и придется хозяевам прикупить набор инструментов и стройматериалов. Не только пену срезать, но и замазать щели, подклеить плитку. Обратившись в фирму, услышали ответ: все сделано согласно договору.

Заглянули потребители в договор и прочитали: «Прочие условия. 6.3. Особые отметки: демонтаж старого изделия связан с частичным разрушением как самого изделия, так и проема, в который оно установлено (обрушение слоев штукатурки, отклеивание обоев и т.п.). Возникшие в результате демонтажа дефекты вокруг проема восстанавливаются клиентом самостоятельно собственными силами и средствами)». Вот так. Признаться, не только для заказчиков, но и для меня было открытием, что под работой «под ключ» сойдут такие недоделки (смотри фото). Предупреждать заказчика надо, ведь в других фирмах, которые дорожат конечным результатом, все это включается в сумму.

После неоднократных звонков в фирму руководство прислало мастеров. Недовольные, они все же быстренько замазали щели, срезали пену. Мол, чего еще нужно, и так сверх договора делаем. Но если бы потребители оказались более умными, то тоже могли предъявить претензию: по договору окна устанавливаются в течение одного дня, а здесь растянули на два.

Сами понимаете, какое впечатление осталось у заказчиков после этой оконной истории. Оставшиеся окна Семеновы решили заказывать в другой фирме. И поняли главное - следует внимательно читать договор.


Договор дороже денег

- Все начинается с договора, - говорит заместитель начальника отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области Нина Константиновна ЦВЕТКОВА. - Прежде чем его подписывать, обратите внимание на то,  чтобы в документе значились наименование и место нахождения фирмы. Вчитывайтесь в условия договора. Первое: срок изготовления. Например, по условиям  договора он может исчисляться после полной оплаты заказа. А заказчики внесли аванс и ждут-пождут, когда им окна поставят. Исполнители не торопятся и потребители приходят  к нам с жалобой. А в договоре прописаны именно такие условия, и предъявить претензию к изготовителю нельзя. Надо сказать, что в фирмах договоры составлены профессионально и к ним сложно предъявить претензии, особенно если заказчик поставил свою подпись под документом (описанный выше случай лишний раз это подтверждает. - Прим. автора). Или написано: заказ выполняется в течение стольких- то рабочих дней. Не календарных, то есть субботы и воскресенья сюда не входят. Если срок изготовления 30 рабочих дней, то больше недели вылетает. А потребитель, опять же не прочитав внимательно договор, жалуется на изготовителя.

Если вам не нравятся условия, выставляемые фирмой, лучше отказаться от ее услуг до момента подписания договора.

- Нина Константиновна, но встречаются договора, противоречащие закону «О защите прав потребителей»?

- Анализируя договора, мы сталкиваемся с их несоответствием требованиям законодательства: в договор включаются условия, ущемляющие права потребителей. Так, за нарушение сроков изготовления заказчик вправе потребовать  с исполнителя неустойку в размере трех процентов за каждый день от стоимости работ. Если работа не выделена отдельно, то от общей стоимости заказа. Причем неустойка выплачивается заказчику без обращения в суд.  На практике же некоторые фирмы прописывают мизерные проценты неустоек - от 0,01 до 1 процента, тем самым нарушая закон. Бывает, что в договоре оговаривается место подсудности возможных споров.

- Разъясните поконкретнее.

- Например, некоторые фирмы вписывают в договор пункт, согласно которому возникшие споры могут рассматриваться только по месту нахождения юридического лица, а местом регистрации может быть и Москва, и Санкт-Петербург, и другие. Это условие также является нарушением законодательства. Потребитель имеет право в случае разногласий обращаться с заявлением в суд по своему выбору: по своему месту жительства, по месту нахождения организации или ее филиала, по месту заключения договора.

Внимательно следует читать и другие строчки договора. Например, профиль, откосы какого производителя будут использованы при изготовлении окон, а затем при установке проверить соответствие.

Вторым частым поводом для обращения потребителей в Роспотребнадзор являются претензии по качеству установленных оконных блоков и качества выполненной работы. Люди жалуются на то, что в окна дует, они текут,  в доме повышенная влажность, откосы пожелтели и т. д.  Чтобы доказать дефект, проводится экспертиза на соответствие требованиям  ГОСТов. И оказывается: в договоре написано одно, а на деле при изготовлении использовали другой, более дешевый профиль, нарушена герметичность стеклопакета, щели между окном и стеной плохо пропенены и т.д. Но бывает, что и потребитель нарушает правила эксплуатации, редко открывая окна и тем самым создавая парниковый эффект в квартире.

Принимая работу - готовые окна, проверьте, чтобы не было явных дефектов. Если же есть огрехи или обнаружатся  крупные недоделки, потребитель вправе потребовать:

1.  Безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги)

2.  Соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги)

3.  Повторного  выполнения работы

4. Возмещения понесенных потребителем расходов по устранению недостатков  выполненной работы своими силами или третьими лицами

5. Отказаться от исполнения договора о выполнении работы  и возврата денег.

 Естественно, требование должно быть подано исполнителю в форме заявления (в 2 экземплярах, один из которых остается на руках у заказчика, на котором имеется подпись ответственного лица о приеме заявления, и дата ). При выборе права устранения недостатков потребитель сам назначает срок устранения.


Совет от Нины Цветковой

Как не ошибиться с выбором фирмы по изготовлению окон? Лучше всего оформить заказ в той организации, которая уже изготавливала и устанавливала  качественно и в срок окна вашим родственникам, знакомым, соседям. Можно поинтересоваться отзывами  клиентов в Интернете, если они есть.  Следует ориентироваться также на известность фирмы, многолетнее присутствие ее на рынке.  Не советую пользоваться услугами частных лиц, делать заказы по телефону. При посещении фирмы обратите внимание на необходимую и достоверную информацию для потребителей об исполнителе работ (услуг): наличие свидетельства о государственной регистрации или сведений о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа, место нахождения; об оказываемых услугах (срок исполнения, стоимость услуг, работ, образцы используемых материалов, комплектующих, образец договора, заключаемого при  оформлении заказа, порядок расчета за работу и.т.д.). Обратите внимание на наличие книги отзывов и предложений и отзывы потребителей на работу данной фирмы.

1935

Комментирование данного материала запрещено администрацией.