Первые в России

15:57 — 03.06.2010

Александр Шальнов

Первые в России

Автор фото: Николай Бравилов

Первые в России

15:57 — 03.06.2010

Александр Шальнов

Активное внедрение информационных технологий и повсеместная компьютеризация меняет мир. И даже консервативный бюрократический аппарат не устоял перед новыми веяниями - длинные очереди в кабинеты чиновников медленно, но верно исчезают, на их место приходят системы электронного документооборота. О том, как же передовые технологии развиваются в Нижегородской области, мы беседуем с начальником управления информатизации аппарата правительства Нижегородской области Майей БОГДАЛОВОЙ.

- Майя Камильевна, не так давно нижегородский портал госуслуг по итогам 1-го Всероссийского конкурса «Лучшие решения по созданию систем коллективной обработки информации» стал победителем в номинации «Лучший интернет-портал». Чем руководствовалось жюри в своем решении?

- Сначала несколько слов о самом конкурсе, организатором которого является партнерство «Инфофорум» - сообщество руководителей и специалистов органов власти и негосударственных организаций России, стран СНГ и Евразии, принимающих решения в сфере информационной безопасности. В нем участвовали органы всех уровней власти, различные организации, СМИ и т.д., реализующие проекты и решения в сфере электронного документооборота. Представленные проекты оценивались по нескольким показателям: производительности систем, возможности интеграции с другими подобными системами, популярности ресурса среди пользователей и ряду других.

Начну с того, что нижегородский портал государственных и муниципальных услуг появился одним из первых в России. Для него был выбран простой, запоминающийся адрес - www.gu.nnov.ru. Помимо того, что он является достаточно информативным и насыщенным, портал имеет ряд преимуществ по сравнению с другими аналогичными ресурсами субъектов РФ. В первую очередь он имеет интерактивный блок, который включает в себя несколько сервисов.

Например, это сервис «Ежемесячная денежная компенсация», с помощью которого пользователи-льготники в течение нескольких секунд могут получить информацию о размере своей денежной компенсации. Позже добавились и другие сервисы: это электронная заявка в ЗАГС на регистрацию брака и декларирование розничной продажи алкогольной продукции в электронном виде.

Кроме того, наш портал пользуется популярностью у жителей области: ежедневно его страницы просматривает около четырех тысяч человек.

У нас хорошо налажена связь с населением. С начала 2010 года мы получили около полутора тысяч обращений. Все они направляются для рассмотрения в соответствующие органы власти, ответы размещаются на портале в разделе «Вопросы-ответы». Примечательно, что на портал пишут не только жители нашего, но и других регионов, где не столь развита подобная система взаимоотношений власти и граждан. Думаю, что все вышеперечисленное и повлияло на оценки жюри при выборе победителя конкурса.

- Какие преимущества дает портал жителям Нижегородской области?

- Сегодня портал предоставляет ряд возможностей. Часто гражданин, имея необходимость в получении какой-либо государственной услуги, точно не знает, какой орган власти ее оказывает, какие документы необходимо предоставить для ее получения. Наш портал представляет всю необходимую информацию: куда нужно прийти, какие документы принести, как заполнить необходимые бланки, указаны размеры государственной пошлины, часы работы органов власти и т.д. То есть портал предоставляет максимальную помощь пользователям в поиске необходимой ему информации. Еще одна возможность - это возможность скачать бланк заявлений и различных документов. Также гражданин может посмотреть образцы заполнения. Ведь не секрет, что это целая наука - заполнять документы. Все заполнив, гражданин просто идет в нужный ему орган власти и отдает уже готовый пакет документов, избегая очередей и неразберихи, которая часто возникает в таких случаях.

Кроме того, на нашем ресурсе есть ряд интерактивных сервисов. Например, сервис «Индекс нижегородского чиновника», с помощью которого можно дать оценку деятельности представителям госорганов, и не только.

Пользователи жалуются, или хвалят врачей, коммунальщиков, учителей и т.д. Эта оценка публикуется на портале. Если это критика, но обязательно конструктивная, то она будет принята на заметку. Также существует раздел сообщения о фактах коррупции, где анонимно можно рассказать о проявлениях коррупции. Эти заявления потом проверяются службами антикоррупционного контроля. Нужно отметить, что портал доступен не только в Интернете - есть и терминальная версия, которая размещается на информационных киосках, подобных тем, в которых производится оплата сотовой связи. Это очень удобно для людей, не имеющих доступа в Интернет.

- Что сегодня в планах развития портала государственных и муниципальных услуг. Какие сервисы и информация будут доступны гражданам в скором будущем?

- Естественно, мы не планируем останавливаться на достигнутом, тем более, что руководство страны делает особый акцент на развитии электронного правительства и электронного документооборота.

В будущем станет возможным подача заявки на получение услуги в электронном виде. Например, чтобы оформить землю в собственность, не надо будет бегать по инстанциям, достаточно зайти на портал, заполнить заявление, приложить электронные копии документов и ждать результата. А узнать, где находится ваше заявление, у какого исполнителя, также можно будет через Интернет.

Кроме того, промежуточные документы, необходимые для получения какой-либо услуги, гражданин вообще не будет держать в руках - органы власти сами будут запрашивать их из других структур в электронном виде.

Нужно отметить, что сегодня федеральное законодательство требует личного присутствия заявителя при оформлении некоторых услуг, поэтому мы не можем пока предоставить их пользователям. Но сейчас этот вопрос активно решается на всех уровнях власти, и, надеемся, в будущем эти ограничения будут сняты. Хотя наш портал уже сегодня технически готов к предоставлению подобных услуг. Все необходимые средства защиты информации и сохранения конфиденциальности данных у нас есть.

- В марте этого года Президент России Дмитрий Медведев в ходе специального совещания, прошедшего в режиме видеоконференции, рекомендовал губернаторам лично работать с электронными обращениями граждан. Как выполняется президентская рекомендация?

- Все средства массовой информации тогда сделали акцент на этой рекомендации. У Валерия Шанцева, например, есть свой сайт - www.shantsev-vp.ru, есть свой блог в «Живом Журнале» - http://shantsevvp.livejournal.com/, на котором происходит непосредственное общение губернатора с посетителями интернет-страниц.

1677

Комментирование данного материала запрещено администрацией.