Увидеть время

14:37 — 01.06.2010

Михаил Шкуркин

Увидеть время

Увидеть время

14:37 — 01.06.2010

Михаил Шкуркин

Каждая эпоха оставляет потомкам множество явных и неявных примет, позволяющих составить о ней относительно точное впечатление. Архивные документы, сухая статистика цифр, реляций, протоколов и писем содержат немало ценной информации, но не позволяют «увидеть» время. Произведения же изобразительного и пластического искусства, несущие в себе определенный эмоциональный заряд, всегда отмечены личностным отношением к нему автора.

4 июня 1910 года в семье нижегородских ремесленников, зарабатывавших себе на жизнь портняжным делом, родился мальчик. Время самых ярких детских впечатлений Нисона Капелюша совпало с драматичными для России событиями Первой мировой, или, как тогда говорили, «Великой войны народов», и бурной революционной эпохи, прошедшей, впрочем, в Нижнем Новгороде довольно спокойно. Навряд ли ребенок понимал всю грандиозность перемен, однако всеобщая атмосфера лучших надежд и вызванного ими радостного энтузиазма созидания нового, невиданного доселе мира во многом определили его судьбу и выбор профессии.

Полусонная жизнь города, оживлявшаяся прежде лишь в ярмарочный сезон, забурлила новью грандиозных строек и многолюдьем бесчисленных демонстраций, митингов и собраний, расцветивших улицы кумачом знамен и пестрядью транспарантов. В ожесточенных спорах рождалось революционное искусство и эстетика - мир преображался до неузнаваемости.

Подаренный в день тринадцатилетия простенький фотоаппарат «Кодак» стал для Н. Капелюша средством осуществления заветной мечты запечатлеть убегающий миг, отразить свое видение происходящего. Любознательный по природе, наделенный острой наблюдательностью и редким художественным вкусом, паренек очень быстро добился впечатляющих результатов. Уже в шестнадцать лет, продолжая учиться в школе, он становится штатным фотокорреспондентом газеты «Молодая рать». Неутомимого юного фотокора, любовно «перекрещенного» редакционными коллегами в Анисима, можно было видеть в разных уголках города. Ни одно значимое событие не ускользало от его пытливого взора: первый автопробег по Поволжью, первый автомобиль «Форд», собранный на канавинском заводе «Гудок Октября» в 1930 году, строительство домов коммуны на Б. Покровской. Поразительно, как всеобъемлюще, целостно и без прикрас передает своими снимками эпоху этот равный по таланту отцу социального фоторепортажа М. П. Дмитриеву совсем еще молодой человек

В 1927 году Капелюш создает фотопортрет посетившего наш город Владимира Маяковского, исчерпывающий по своей характерности, предельно отражающий внутренний драматизм и океан страстей, бушующих в неспокойной душе поэта. Снимок этот, один из подлинных шедевров отечественной фотографии, был удостоен специального диплома на Первой Всесоюзной выставке фотоискусства 1937 года в Москве. Нисон Михайлович обладал редким даром моментально выбрать нужный ракурс и мгновение для снимка, что позволило ему создать целую галерею замечательных портретов современников, от простых тружеников, до героев своего времени и первых лиц государства. Здесь и на миг отбросивший маску невозмутимости И. Сталин, и полный неизживной русской тоски В. Чкалов на одном из последних прижизненных снимков, а еще М. Горький, И. Ильинский, А. Микоян, Л. Каганович, А. Вышинский. Всех просто не перечислишь. От каждого снимка веет теплотой искренней любви фотографа к главному объекту своего творчества - людям, стремлением показать ту самую божью искру, что и делает человека Человеком.

Впрочем, Капелюш не любил, когда его называли фотохудожником: «Я - фоторепортер», - говорил он, и в этом нет и доли позерства. Все, кто встречался с Н. Капелюшем, отмечают его скромность и доброту, он никогда не пытался пролезть поближе к сильным мира сего, не занимался саморекламой, был чутким наставником для начинающих коллег. Современники платили ему взаимностью. Нисон Михайлович был одним из немногих друзей В. П. Чкалова, отличавшегося, при всей своей доступности и отсутствии звездной болезни, большой осмотрительностью в выборе знакомых. Результатом этой дружбы стал большой фотоальбом «Чкалов на Родине», восторженно встреченный в 1938 году не только в СССР, но и за рубежом.

В довоенные годы Н. Капелюш трудится в газетах «Нижегородская коммуна», «Ленинская смена» и «Нижегородский рабочий». Его работы периодически появляются во всесоюзных изданиях «Правда», «Известия», журналах «Огонек», «Прожектор», «СССР на стройке» (будущий «Советский Союз») и целом ряде других.

На начало Великой Отечественной Капелюш откликается серией снимков жизни города Горького, почти физически передающих напряженность и предчувствие грядущих трагедий. В феврале 1942 Нисона Михайловича призывают в армию, где он служит в звании лейтенанта при дивизионной газете ПВО «Вперед». Это было лишь прикрытием. - Капелюш, как человек опытный, выполнял секретную работу по аэрофотосъемке. В июле 1944 года его откомандировывают в распоряжение отдела архивов областного управления НКВД для участия в подготовке сводного отчета о жизни и роли Горьковской области в войне.

В 1946 году Нисон Михайлович возвращается к мирному труду в редакции «Горьковской коммуны», впоследствии переименованной в «Горьковскую правду», где и трудится до последнего дня своей жизни - 5 декабря 1973 года. Время брало свое, сладостный дым революционной романтики рассеивался, но это был все тот же неутомимый Капелюш, рассказывающий своими фотоработами о послевоенной стране и ее людях, победивших фашизм и радующихся миру, вновь полных надежд и энтузиазма. Строительство горьковского водохранилища, визиты Н. Хрущева и Л. Брежнева, галерея выдающихся ученых и конструкторов, блистательных артистов, первый в Горьком послевоенный парад Победы 1965 года. А главное - земляки, простые, порой никому не известные токари и почтальоны, колхозники и студенты, посетители художественной выставки, открывающие для себя мир прекрасного - те, кто и есть наша гордость, главное богатство.

С радостью нужно отметить, что на нынешний юбилей заслуженного работника культуры РСФСР Н. М. Капелюша правительство Нижегородской области откликнулось и поддержало выпуск альбома работ нашего земляка, превосходно выполненного издательством «Литера» (руководитель - Н. Я. Николаев). Лаконичный, полностью созвучный стилю самого фотомастера дизайн издания (автор Е. Константинова), продуманность содержания (авторы идеи и составители Л. Н. Капелюш, сын Нисона Михайловича, и хорошо знавший его лично А. М. Цирульников), востребованность самой темы на фоне возрастающего интереса молодежи к отечественной истории, наконец, сам выдающийся вклад замечательного фотографа и гражданина в нашу культуру - все это стало предпосылками признания. Президент Российской Федерации Д. А. Медведев выделил изданию грант как творческому проекту общенационального значения в области культуры и искусства.

Тем же издательством готовится к выпуску книга воспоминаний и очерков А. М. Цирульникова о творчестве замечательного фотомастера. Будем надеяться, что состоится и выставка работ Нисона Михайловича. Среди его колоссального наследия (архив насчитывает свыше 50 тысяч негативов) найдется немало интересных современному зрителю кадров, позволяющих взглянуть по-иному на наше славное прошлое, увидеть мир глазами по-настоящему влюбленного в жизнь человека.

2063

Комментирование данного материала запрещено администрацией.