Кайф транжирства. Потребляй и властвуй?

06:00 — 08.05.2008

Светлана Гамзаева

Невероятное изобилие...

Невероятное изобилие...

Кайф транжирства. Потребляй и властвуй?

06:00 — 08.05.2008

Светлана Гамзаева

Недавно опубликованные данные Росстата за прошлый год позволили экономистам назвать российскую экономику «экономикой супермаркетов». Подсчеты показали, что именно сфера потребления обеспечила экономический рост в 2007 году.

Страна богатела, потому что мы больше покупали еды, одежды и всякой всячины, брали кредиты, строили квартиры и меняли жилплощадь, а еще развлекались по-всякому. Лидерами роста были строительство, оптовая и розничная торговля, услуги финансового посредничества, гостиниц и ресторанов, торговля недвижимостью. Все эти отрасли без исключения связаны с потреблением, потреблением и еще раз потреблением.

По обеспеченности торговыми площадями на тысячу жителей Москва еще два года назад перегнала таких мировых лидеров торговли, как Милан, Лондон, Нью-Йорк. Правда, качество этих площадей пока в Москве (в тех же подземных переходах) порой оставляет желать лучшего. По количеству комфортабельных магазинов наша столица ? лишь на среднеевропейском уровне (600 квадратных метров на тысячу жителей). Зато в Нижнем Новгороде этот показатель уже близится к московскому (579,5 кв. м). Только в прошлом году здесь открылись супермаркеты «Фантастика», две «Ленты», «Перекресток», «XXI век» на Автозаводе, пристрой к «Новой эре», «Суперстрой», «Гагаринский», «Открытый материк». А объем розничного торгового оборота в прошлом году в Нижнем Новгороде составил, по данным мэрии, 159 миллиардов рублей. Получается, средний нижегородец в 2007 году отоварился где-то на 120 тысяч целковых. Тратил в магазинах примерно по 10 тысяч в месяц на душу.

Особенно обидно тем, кто в прошлом году ничего особенного не купил, никуда, кроме собственного огорода, не съездил (а кому-то и в городе теперь дорого), в кафе не ходил и продолжает жить в таких же стесненных жилищных условиях, как и раньше. Получается, на этих людях рост российской экономики практически и не сказался. Но потребительская экономическая модель как раз и способствует расслоению общества, поскольку не создает условий для социального выравнивания.

Более того, такая модель несет в себе весьма высокие экономические риски. Поскольку для ее развития и даже поддержания постоянно нужно много дешевых денег. В последние годы в России с таким добром особых проблем не было. Высокие цены на нефть стали хорошей подпиткой. Однако если этот источник иссякнет, если нечем будет делать инъекции, то счастливый российский карточный супермаркет рухнет всем своим стеклобетоном почти в один миг. И сейчас, когда американская экономика фактически переживает рецессию и кризис англосакской финансовой модели заражает финансовые рынки всего мира, когда в тех же супермаркетах во всех странах выросли и растут цены на продовольствие, когда в бедных государствах Африки начались голодные бунты, жестоко подавляемые властями, да и в небедных, таких, как Египет, тоже (правда, там это во многом связано с политикой), ? в общем, когда весь мир довольно бурно и непредсказуемо меняется на глазах, потребительская российская экономика выглядит особенно уязвимой. Как только прекратится ее подпитка легкими деньгами, весь механизм начнет пробуксовывать. Если не будет этого допинга, покупательная способность населения тут же упадет, кредиты перестанут быть доступными, супермаркеты опустеют, строительство остановится?

Но мы-то еще не наелись! Наши растущие потребительские аппетиты вполне объяснимы. Долгое время мы сами, наши родители, бабушки и дедушки были лишены этой радости ? потреблять. Магазинов было мало, они выглядели тускло и грязновато. И очереди, кругом эти очереди. Да еще дефицит ? приходилось урывать хоть что-то, не было возможности выбирать. В результате из поколения в поколение развивалась простая человеческая потребность «жить как люди» ? вкусно питаться, красиво одеваться, пользоваться удобной бытовой техникой, ездить на комфортных машинах. Поэтому сегодня хочется больше, больше всего: магазинов, товаров. Хочется покупать, даже если не так много и денег в кошельке. Поэтому за последние годы русские приобрели в мире репутацию легкомысленных транжиров. Весь этот потребительский кайф ? как радостный и дружный крик: «Мы выжили!»

Мы на самом деле выжили, и это здорово. Какое-то время, встав на ноги и ощутив собственную силу, хорошо пожить с этим чувством, оно дает много энергии поначалу. Но важно и вовремя с ним расстаться, отправиться дальше, пока не поздно. Со временем фраза «Мы выжили» имеет тенденцию превращаться из ордена в костыль. И тогда наступает пора, когда нужно уже не зацикливаться на прошлом, а перейти от выживания к процветанию. Не только покупать и есть, но и создавать, творить, обновлять, двигаться дальше, расширять пространства свободы как всей российской экономики, так и каждого ее субъекта, даже самого маленького и пока почти бесправного, человека.

Источник: Фото с сайта www.samara-photo.ru

2915

Комментирование данного материала запрещено администрацией.