Истории войны: Качну серебряным тебе крылом

06:00 — 08.05.2008

Владимир Рыловников

Истории войны: Качну серебряным тебе крылом

06:00 — 08.05.2008

Владимир Рыловников


В канун Дня Победы исполнилось 90 лет ветерану войны, полковнику авиации Семену Мишакову, который в лихолетье защищал воздушные подходы к Горькому, городу, ковавшему оружие для победы над врагом.

Парень с Рязанщины, он в 30-е годы в числе многих откликнулся на призыв комсомола «Молодежь ? в авиацию!». После окончания Московского центрального аэроклуба переучивался на военного летчика-истребителя, а в начале Великой Отечественной войны стал курсантом Вязниковской школы пилотов.

Обучение в ней Семен Григорьевич закончил в марте 1942 года, когда гитлеровские асы уже немало сожгли наших «ишаков» и на земле, и в небе. Но на конвейерах советского авиапрома появились истребители нового поколения ? ЯКи, МиГи, ЛаГГи и Ла разных модификаций.

Как таковой системы противовоздушной обороны на защите Горького тогда не было, вспоминает ветеран. Близ столицы отечественного авто- и авиапрома базировалось несколько полков истребительной авиации, и можно было догадываться, насколько тогда эшелонировалась зенитная артиллерия.

Самолеты И-16, пилотом одного из которых был Семен Мишаков, базировались в Правдинске. 786-й истребительный авиационный полк проходил формирование и обучение летного состава по защите неба, военно-промышленных объектов города Горького от налетов фашистской авиации.

Не было никакого сомнения, что враг непременно нанесет удар по этому индустриальному центру. Поэтому на аэродромах всегда дежурили истребители и воздушная обстановка находилась под контролем днем и ночью. Пока на фронтах завязывались воздушные бои, тыл стремительно закрывал все подступы к стратегическим объектам. И тут уже не проведешь линию ? передовая или нет.

Летчик Семен Мишаков в годы войны выполнил более 70 боевых вылетов. Половина из них пришлась на барражирование днем, и около 20 ? по боевой тревоге ночью. Провел несколько боев, отражая налеты «юнкерсов» и «хейнкелей».

Шла война, жестокая и страшная. Было ясно, что победителем станет тот, у кого сильный дух, мужество и высокое воинское мастерство. Набирался боевого опыта и старшина Мишаков. Звание лейтенанта он получил в июле 1943 года, пройдя путь от рядового летчика до командира эскадрильи. К тому времени летный состав уже научился летать и воевать на новых истребителях ЛАГГ-3.

? Машины заметно отличались от «ишачков», ? вспоминает ветеран. ? Но никогда не забуду эпизод, когда именно несовершенство вооружения И-16 позволило мне не допустить роковой ошибки.

Однажды перед рассветом наблюдатель ВНОС доложил, что слышен гул тяжелого бомбардировщика, приближающегося к городу на Волге. Взлетели парой и разошлись в стороны, чтобы упредить воздушный налет на ближайший мост.

Бомбовоз Семен Мишаков заметил над алой полоской зари. Причем стервец выпустил несколько зеленых ракет, обозначая, что он «свой». Такая штука не пройдет, ? решил он и послал непрошеному гостю три «эрэса» из шести закрепленных под крыльями истребителя. Промазал ? снаряды взорвались с недолетом. Бомбер с креном ушел влево, и пришлось послать оставшиеся «эрэсы». Облачка разрывов возникли гораздо дальше. Оставалась надежда на пулеметы. Заложив вираж, Мишаков был готов нажать на гашетку, когда в лучах восходящего солнца заметил на плоскостях бомбардировщика красные звезды. Это был наш израненный «ДБ», который, как потом выяснилось, возвращался после ночной бомбардировки Берлина и в условиях плохой видимости не смог произвести посадку в Коврове.

Покачав крыльями, Мишаков дал знак пилотам бомбовоза следовать за ним и проводил их до своего аэродрома. Через несколько часов бомбардировщик вернулся на базу.

За ратный труд Семен Григорьевич удостоен орденов Боевого Красного Знамени, Отечественной войны и Красной Звезды, многих медалей. Перед окончанием войны он перегонял новенькие самолеты из Горького на передовую. Летал даже на английских «Хррикейнах», а когда настала эпоха реактивной авиации, освоил первые типы новых машин ? от ЛА 17Б до сверхзвукового МиГ-19.

В 1949 году Мишаков стал слушателем высших авиационных курсов «слепой» и ночной подготовки летчиков ВВС СССР. Опытный летчик-инструктор впоследствии был назначен заместителем командира авиаполка по летной подготовке, а потом ему доверили отделение 142-й истребительной авиадивизии г. Горького. Кстати, он и сегодня возглавляет комитет ветеранов этой дивизии, ведет большую работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи Нижнего Новгорода, Балахны и Правдинска.

Я поинтересовался, какой эпизод ему больше всего запомнился со времени, когда он возглавлял эскадрилью.

? Вывозил как-то летчиков на парашютную подготовку. По очереди пилоты покидали борт ПО-2, потом инструктор настоял, чтобы комэск тоже не терял форму. На высоте 600 метров я сиганул вниз и открыл основной купол. Вижу, сносит куда-то не туда, не на аэродром, а на горящий торфяник. Дай, думаю, открою запасной парашют, и меня снесет куда надо. Вывалился шелк из чехла и висит, как тряпка под сапогами. Основной парашют не дает куполу наполниться воздухом. Приземлился, к счастью, на зеленом островке посреди дымящегося болота. Потом солдаты из батальона аэродромного обслуживания целую гать ко мне мостили. Но обошлось?

Редакция газеты «Нижегородская правда» от всей души поздравляет Семена Григорьевича Мишакова с юбилеем и желает ему здоровья, бодрости духа и успехов в работе по военно-патриотическому воспитанию молодого поколения.

Остается добавить, что чествование юбиляра прошло в Доме офицеров.

3988

Комментирование данного материала запрещено администрацией.