Лицензии на проектирование: отменят или нет?

06:00 — 26.04.2008

Оксана Снегирева

Лицензии на проектирование: отменят или нет?

06:00 — 26.04.2008

Оксана Снегирева


В непростые 90-е на территории РФ было организовано лицензирование строительной деятельности, которое вполне успешно осуществляется и по сей день Федеральным агентством по строительству и ЖКХ. Наряду с этим с 2005 года идут разговоры о том, что лицензирование надо прекратить ввиду того, что государственное регулирование в сфере строительства чрезмерно. Определен и последний срок отмены лицензирования ? 1 июля 2008 года. Чем грозит подобный шаг? Особую актуальность этот вопрос приобретает, если учесть, что в стране идет активное наращивание темпов строительства жилья, реализуется национальный проект «Доступное жилье». Об этом мы беседуем с директором Нижегородского филиала ФГУ «Федеральный лицензионный центр при Росстрое» Александром ШТЕРНОВЫМ.

? Александр Павлович, как начиналось лицензирование и как оно осуществляется сегодня?

? Первоначально на территориях субъектов РФ были лицензионные центры, которые занимались оформлением и выдачей лицензий на проектирование, строительство, инженерные изыскания на строительство. Соответственно при наличии общих правил лицензирования на территории каждого субъекта существовали свои правила и требования. Чтобы привести систему к единому знаменателю, в 2001 году лицензирование было передано в Госстрой России, который для обеспечения выполнения данных полномочий создал государственное учреждение «Федеральный лицензионный центр». Во всех субъектах были организованы филиалы Федерального лицензионного центра. Требования к соискателям лицензий, лицензиатам стали едиными. Сегодня ежегодно на территории Нижегородской области выдается порядка 1300 лицензий сроком на 5 лет.

? В 2005 году в Минэкономразвитии РФ усмотрели чрезмерность государственного регулирования в сфере строительства и предложили отменить лицензирование. Однако известно, что лицензирование ? барьер к допуску на рынок недобросовестных организаций, непрофессионалов. Каково ваше мнение?

? Веских оснований считать, что лицензирование ? избыточный вид государственной деятельности, нет. Лицензирование ? это действенный инструмент государственного регулирования строительной отрасли. Лицензирование преследует важнейшую цель ? безопасность и защиту прав потребителя строительной продукции. Сегодня только меры лицензионного контроля способны оказывать реальное воздействие на недобросовестных субъектов предпренимательства.

? Альтернатива лицензированию есть?

? Безусловно, если отменяют лицензирование, то должен появиться другой механизм регулирования этой сферы. Пока альтернативы нет. Принятый в декабре 2007 года Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» носит общий, рамочный характер для всех отраслей деятельности и не содержит конкретных механизмов перехода, в том числе и строительной отрасли, на саморегулирование.

Разговоры о том, что регулирование и контроль строительной деятельности смогут выполнять саморегулируемые организации, сегодня преждевременны, поскольку отсутствуют законодательные основы взаимоотношений государства и строительного бизнеса. Проводимые сегодня обсуждения проектов законодательных актов по саморегулированию, техрегулированию в строительной отрасли показывают, что эти законопроекты требуют серьезной доработки.

Формальное введение в строительной отрасли саморегулирования без принятия необходимых нормативных правовых актов, создания действенных саморегулируемых организаций, совершенствования страховой защиты потребителей может привести к обратному эффекту и усугубить негативные явления, связанные с нарушениями требований к безопасности и качеству строительства.

Очевидно, что становление института саморегулирования в строительной отрасли требует переходного периода для формирования и развития саморегулируемых организаций. Возможно, когда саморегулируемые организации встанут на ноги, они смогут эффективно контролировать деятельность строительных организаций, но это требует времени, в течение которого лицензирование должно быть обязательно сохранено.

В России работают преимущественно предприятия малого и среднего бизнеса. Если говорить о крупном строительном бизнесе, то таких организаций немного. Они, обладая достаточной базой, ресурсами, имеют возможность объединиться в саморегулируемые организации, и на них можно опробовать принципы работы в услових саморегулирования. А представители малого и среднего бизнеса сохраняя право выбора могли бы получать лицензии, работая под государственным контролем.

? Если контроль будет передан саморегулируемым организациям, то государство вообще потеряет возможность контролировать строительную сферу?

? Контроль за деятельностью саморегулиремых организаций, конечно, будет присутствовать. Для этого законом «О саморегулируемых организациях» предусмотрено определение уполномоченного федерального органа власти, осуществляющего функции по контролю за деятельностью саморегулируемых организаций. Будет создан реестр саморегулируемых организаций. Но большая часть контроля за строительной деятельностью передается строительным сообществам.

Сегодня, в условиях отсутствия механизмов саморегулирования строительной деятельности, строительные сообщества и органы власти понимают, что это преждевременно. Именно поэтому из большенства субъектов РФ в адрес Президента РФ и Правителства РФ идут обращения с просьбой сохранить лицензирование.

? А как сами строители относятся к отмене лицензирования?

? Для большинства строительных фирм все, что связано с лицензированием, вполне понятно и доступно, в том числе и в финансовом плане. При этом в связи с разговорами об отмене лицензирования появилось много нечистоплотных юридических фирм, которые пользуются правовой неграмотностью некоторых строителей и навязывают, например, сертификацию.. Сертификация систем менеджмента качества продукции и услуг ни в коей мере не заменяет собой государственную лицензию. Процедура сертификации носит добровольный характер. Организация вправе сама решать, надо ей это или нет, принесет ей это выгоду или нет.

Мы надеемся, что здравый смысл все же возобладает и система государственного лицензирования будет сохранена, по крайней мере, на время переходного периода, до тех пор, пока не появится альтернатива.

3564

Комментарии (1):

16:28 — 26.08.11, Los25

Про нечистоплотные юридические фирмы:
Существует большое количество нечистоплотных юристов в так называемых консалтинговых фирмах. Например, не стоит обращаться к Мамаевой Ольге Валентиновне - директору компании «ЮристКонсалт» находящейся в Самаре в данный момент по адресу ул. Братьев Коростелевых, дом 99, специализирующейся на ДТП, не совершайте моих ошибок. Она - человек, полностью лишенный совести и профессионального долга. Мамаева будет с Вами мило беседовать, обнадежит Вас, НО как только Вы оплатите ей 100% аванс, на котором она как правило настаивает, ее милое общение полностью изменится на грубость и нежелание выполнить свои юридические обязательства по договору. Ее расчет в том, что у Вас и так много проблем, чтобы переводить ее "кидалово" в плоскость судебных тяжб.
Для меня было непонятно, почему она постоянно переезжает с одного офиса в другой. Теперь я это понял, она таким образом скрывается от обманутых клиентов. И не в коем случае не подписывайте акты выполненных работ с ней, до решения дел в судебных органах.

Комментирование данного материала запрещено администрацией.