Фликер вам в помощь: Как шведы оберегают детей от неприятностей на дорогах

06:00 — 15.04.2008

Ирина Славина

Смешная фигурка сделает оригинальным внешний вид и поможет уберечься от трагедии

Смешная фигурка сделает оригинальным внешний вид и поможет уберечься от трагедии

Фликер вам в помощь: Как шведы оберегают детей от неприятностей на дорогах

06:00 — 15.04.2008

Ирина Славина

В конференц-зал Нижегородского института развития образования (НИРО) подданные Швеции Керсти Кемпе и Ева Роме вошли прямо с багажом. Семинар «Безопасность детей в транспортном мире» для сотрудников ГИБДД и работников образования с участием шведских экспертов, к которым на время также присоединился посол Швеции в России Юхан Муландер, уже подходил к концу, но совладелицы фирмы Popomax Керсти и Ева все-таки успели ко времени своего выступления. Хотя это, как выяснилось, оказалось очень нелегко и даже рискованно?

Накануне, перебираясь в Москве из одного аэропорта в другой, они опоздали на рейс до Нижнего Новгорода, простояв полдня в столичных пробках. «Что я здесь делаю?!» ? таким вопросом, как призналась госпожа Кемпе нижегородцам, она задавалась беспрестанно, пребывая, мягко говоря, в раздраженном состоянии после многочасового сидения в машине. Как вдруг из мрака вечернего города кто-то выскочил перед их автомобилем и перебежал дорогу. «Человек был едва различим, ? вспоминала Керсти. ? И тогда я нашла ответ на свой вопрос: фликеры и катафоты нужны и здесь, в России»? 

Как известно, Россия очень большая страна. А Швеция ? маленькая. Мал, да удал, гласит народная мудрость. Если сравнить статистику смертности в дорожно-транспортных происшествиях на миллион жителей в России и Швеции, то окажется, что потери шведов несоизмеримо меньше, в том числе среди детей. Так, если в России ежегодно гибнут более 240 человек на каждый миллион несовершеннолетних, то в Швеции ? около 50. Разрыв еще более велик при сравнении числа погибших детей-пешеходов. На таблице, представленной на семинаре в НИРО представителем Государственного дорожного управления Швеции Томасом Лекандером, можно было увидеть, что, например, в 2004 году в России смертность среди юных пешеходов в возрасте до 9 лет была 25 на миллион человек. В Швеции ? 1 на миллион. Шкала отрывается от оси координат высоко-высоко, демонстрируя смертность среди российских подростков-пешеходов в возрастной категории от 15 до 17 лет: 52 на миллион человек. В Швеции, чтобы вы знали, ? 3 на миллион? 

? В России существуют широкие возможности для улучшения безопасности детей на дорогах, ? дипломатично заметил господин Лекандер, сравнивая положение дел в нашем государстве и в Швеции, которую смело можно назвать одной из самых безопасных стран мира для всех участников дорожного движения.

Конечно, результаты, достигнутые Швецией, ? это плоды эффективной политики безопасности дорожного движения, главная цель которой, как подчеркнул Томас Лекандер, ? «достижение нуля». То есть НИКТО не должен гибнуть или терять здоровье в результате ДТП.

Делается для этого в Швеции немало. Оставив сегодня в стороне такой важнейший для безопасности движения аспект, как качество дорожного покрытия (скверные дороги ? это российская самобытная черта), поговорим о том, как решают шведы наиглавнейший вопрос ? как оберегают детей от неприятностей на дорогах и растят из них сознательных граждан, уважительно относящихся к ПДД. Впрочем, как и вообще к законам. Низкий уровень законопослушания ? это, пожалуй, для России беда похлеще бездорожья, от которой напрямую зависит в том числе чудовищный уровень смертности и травматизма от дорожно-транспортных происшествий. Значит, так учит и воспитывает своих граждан наша страна, в которой, давайте говорить честно, цена человеческой жизни всегда мало стоила.

А что шведы?

Еще в 1936 году преподавание ПДД в шведских школах стало обязательным, хотя методики обучения, как отметил Томас Лекандер, были еще далеко не совершенны. Первый учебный план, который ввел ПДД в рамки сразу нескольких предметов, появился в Швеции в1980 году. Интересна эволюция преподавания: в 1955 году занятия по правилам дорожного движения в шведских школах увеличиваются с 6 до 10 часов, в 1961 году ? с 10 до 14 часов, в 1968-м ? с 14 до 22. А в 1974 году принимается беспрецедентное решение о введении в школьную программу тренировок по 273 (!) ситуациям, возможным на дорогах. 238 из них касались поведения велосипедиста (в Швеции почти у каждого ребенка обязательно имеется велосипед, и в теплое время года до школ на них добираются более 30 процентов школьников). На остальных тренировках педагоги отрабатывают с детьми правила поведения пешеходов.

Однако, как доказывают детские психологи, нельзя научить детей большему, чем они способны усвоить. Это важно помнить: поведение детей в дорожных ситуациях не является последовательным, они не способны правильно оценить скорость автомобилей, для правильного принятия решения у них недостаточно развиты внимание, зрение и слух. Поэтому уровень безопасности несовершеннолетних в мире транспорта определяет все-таки отношение к ним взрослых.

О том, как относятся к своим детям шведы (да и вся Европа, надо сказать), можно увидеть хотя бы на таком примере: если вы купили верхнюю детскую одежду шведского производства, то, скорее всего, на ней вы найдете светоотражающий элемент ? фликер?

О том, какая это исключительно важная и серьезная вещь ? фликер, нижегородцам рассказала Керсти Кемпе, вместе со своим компаньоном Евой Роме организовавшая в 2002 году фирму Popomax по производству высококачественных светоотражающих элементов. За несколько лет в Швеции их продали и распространили бесплатно в рамках кампании по повышению безопасности великое множество, и теперь катафоты, которые в отличие от пришитых фликеров носят как аксессуары к одежде, стали здесь очень популярны. Дети, подростки и даже взрослые с удовольствием вешают на ранцы, карманы и ремни забавных зверюшек, фигурки, цветочки, мячи и короны и прочее, что рождает богатая фантазия Керсти и Евы.

Почему же нужно носить фликеры и катафоты, особенно зимой и осенью? Потому что благодаря этим маленьким, но высокотехнологичным изделиям в темное время суток при плохой освещенности пешеход становится заметен на дороге много раньше, чем без них, поскольку фликеры и катафоты отражают свет, попадающий на их поверхность. У водителя таким образом появляется возможность вовремя принять меры предосторожности, чтобы не сбить человека.

Популяризация фликеров и катафотов в свое время стала очень важной темой для Главного дорожного управления Швеции. Проведено значительное количество исследований, на основе которых были разработаны критерии оценки качества светоотражающих элементов, к которым в Швеции и в других странах Евросоюза предъявляются особые требования как к предметам безопасности. В соответствии с принятыми стандартами, в частности, площадь светоотражающего элемента должна быть не менее 30 кв. см, а сила отражения ? более 400 единиц.

? Фликеры очень малы, но работают как страховка жизни, ? дополнила Керсти Ева. ? Обеспечьте, чтобы качественные фликеры обязательно были у ваших детей. То, что человеку нравится в детстве, к чему он привыкает в детстве, то человек берет с собой во взрослую жизнь и приучает к этому уже своих детей? 

Все участники семинара получили от Керсти и Евы подарок. Конечно, это были фликеры, дизайн которых можно было подобрать по своему вкусу.

Кстати

Пока светоотражающие элементы в Нижнем Новгороде не найти. Но в одном месте они есть точно: в шведском магазине «Икея», который находится в торговом центре «Мега». Ориентировочная стоимость фликеров ? около 50 руб.

4762

Комментирование данного материала запрещено администрацией.