Тезисы послания губернатора Нижегородской области Валерия Шанцева Законодательному собранию

06:00 — 03.04.2008

Тезисы послания губернатора Нижегородской области Валерия Шанцева Законодательному собранию

06:00 — 03.04.2008


О политическом курсе

Страна вступила в новый этап своего развития. Состоялись выборы, которые стали во многом определяющими. Результаты, показанные Нижегородской областью, наглядно продемонстрировали отношение населения к власти, к реализуемым в регионе проектам и программам.

Подавляющее число нижегородцев поддержали сохранение стабильного курса развития государства, проводимого Владимиром Владимировичем Путиным.

Динамика участия нижегородцев в голосовании свидетельствует о том, что в области с каждым годом растет количество политически активных людей, сознательных граждан, и растет доверие населения к действующей власти.

Сохранение политического курса и общего экономического вектора развития России обеспечило стабильность в развитии ее регионов.

Стратегические фокусы

В Концепции долгосрочного развития России целевым для государственной экономической политики выступает инновационный сценарий.

Это коренным образом меняет внешние условия (а они являются определяющими) для нашего региона, поскольку становятся сонаправленными с нашими стратегическими ориентирами.

Вы знаете, что с 2006 года, в соответствии со Стратегией развития Нижегородской области, развитие научно-образовательного комплекса и инноваций является одним из стратегических фокусов, на которых сосредоточены действия Правительства.

Наша совместная задача ? добиться максимально выгодного использования этих изменений для реализации конкурентных преимуществ Нижегородской области, которые именно в этой сфере и находятся.

Уникальные возможности региона

В соответствии с Концепцией долгосрочного развития России реализация инновационного сценария повышает вероятность формирования зоны опережающего развития Поволжского макрорегиона, в который вместе с Самарской областью, республиками Татарстан и Башкортостан входит и наш регион.

Роль нашего региона может быть существенно расширена по сравнению с той, которая отводится ему Федерацией в пространственном развитии России.

Мы будем участвовать не только в формировании Поволжского кластера автомобильных производств и производств автокомпонентов. У региона есть уникальные возможности по развитию российского судостроения, авиационного производства, атомной и ядерной энергетики, радиоэлектроники и производства электронной компонентной базы нового поколения.

Динамика роста

Для того чтобы обеспечить повышение значимости Нижегородской области в развитии России, нам необходимо поддерживать динамику ее развития на высоком уровне.

Итоги 2007 года свидетельствуют о продолжающемся экономическом росте, обеспечивающем стратегические параметры развития:

-экономический рост (по валовому региональному продукту) оценивается нашими экономистами на уровне 108 проц.;

- индекс промышленного производства составил более 108 проц.;

- темп роста инвестиций в основной капитал ? более 116 проц.;

- темп роста реальной заработной платы ? около 114 проц.;

- и реальных доходов населения - свыше 111 проц.

По совокупности двух последних лет мы выше среднероссийского уровня по темпам развития основного сектора экономики ? промышленного производства. Почти 18 проц. прироста у нас против 10 проц. по Российской Федерации.

Нижегородская область обгоняет Россию по темпам ввода жилья ? более 140 проц. против почти 139 проц..

Мы существенно продвинулись в динамике бюджетной обеспеченности населения области: она выросла в 2 раза к уровню 2005 года.

Поддержание в дальнейшей перспективе опережающих темпов развития ? сложная задача, которая требует новых источников экономического роста.

Конкурентоспособная экономика

Для такого крупного индустриального региона, как наш (по объему отгрузки обрабатывающих производств мы занимаем 1-е место в Приволжском округе и 6-е ? в России), главным фактором конкурентоспособности экономики является технологическое перевооружение.

Эта многоаспектная и масштабная задача требует колоссальных инвестиций, поиска готовых или разработки новых технических и технологических решений, повышения эффективности использования имеющихся ресурсов.

При этом максимального эффекта здесь можно добиться, только параллельно развивая на должном современном уровне секторы экономики, формирующие производственную инфраструктуру ? энергетику, транспорт, логистику.

Решение этой двуединой задачи ? технологического перевооружения и создания соответствующей инфраструктуры ? и определяет приоритеты нашей экономической политики.

Инвесторы, риск минимален

Первый из приоритетов? повышение инвестиционной привлекательности области.

Одним из значимых результатов совместной работы Правительства и Законодательного собрания стало присвоение нашему региону рейтинговым агентством «Эксперт» статуса территории с минимальными законодательными рисками для инвестора.

У нас создана четко регламентированная система быстрого принятия решений по инвестиционным проектам, которая позволит нарастить объем инвестиций по ним в ближайшие 3 года до 400 миллиардов рублей.

В рамках областного закона по поддержке инвестиционной деятельности только в 2007 году статус приоритетных получили 13 крупных проектов нижегородских предприятий, направленных на модернизацию производственных мощностей. Общий объем финансирования составит более 17 миллиардов рублей.

Подтверждением эффективности работы по повышению инвестиционной привлекательности является появление в области в 2007 году крупных иностранных инвесторов, создающих здесь новые высокотехнологичные производства.

В итоге в 2007 году значительно выросло поступление прямых иностранных инвестиций, темп роста которых увеличился почти в 3 раза к уровню 2006 года.

В дальнейшем наша инвестиционная политика будет сосредоточена на формировании инвестиционных территорий под реализацию крупномасштабных комплексных инфраструктурных проектов: технопарков, промышленных кластеров, индустриально-логистических парков и так далее.

И эта работа уже началась.

Реализация подобных крупномасштабных проектов требует консолидации финансов на основе частно-государственного партнерства.

Работа сегодня направлена на привлечение федеральных средств через Инвестиционный фонд и Банк развития, а также ? на привлечение частного капитала. По такой схеме планируется реализация ряда крупных проектов, в том числе:

? строительство северного обхода Нижнего Новгорода с мостовым переходом через Волгу;

? проект «Борская пойма», предусматривающий создание нового делового и рекреационного центра, а также индустриального парка;

? «Разработка Белбажского месторождения каменной соли», которая обеспечит необходимыми природными ресурсами наши химические производства.

Стимулируя инвестиционные процессы, мы не обойдемся без помощи законодателей.

Например, при работе с крупными инвесторами мы столкнулись с проблемой отсутствия достаточного количества земельных участков с инженерной подготовкой, что сдерживает динамику инвестиций.

Поэтому Правительство намерено выступить с инициативой внесения изменений в закон Нижегородской области «О государственной поддержке инвестиционной деятельности».  

Еще одна инициатива заключается в предложении предусмотреть в региональном законодательстве эффективный механизм резервирования земельных участков для государственных и муниципальных нужд с целью реализации запланированного развития территорий.

Это тонкая и сложная работа, в которой мы надеемся на поддержку Законодательного собрания.

Синтез бизнеса и науки

Ключевым направлением региональной экономической политики, которая должна обеспечить рост конкурентоспособности экономики, является развитие инновационной деятельности.

Оптимальное решение этой задачи заключается в обеспечении такого уровня инновационной активности и продуктивности, который бы позволил эффективно осуществлять технологическое обновление экономики региона. А также обеспечивал положительный баланс внешнеторгового оборота области за счет растущего экспорта уникальных технологий, оборудования и научно-исследовательских услуг.

Реально воплощенные инновации ? это результат взаимодействия научно-образовательного комплекса, который создает новые прикладные знания, осуществляет научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, и бизнеса, который внедряет эти разработки в производство.

Поэтому развитие инноваций должно строиться, в первую очередь, на поддержке фундаментальной и прикладной науки, стимулировании инновационной активности бизнеса и создании инфраструктуры для коммерциализации научных разработок в виде технопарков, бизнес-инкубаторов и т.д.

В этой сфере у нас уже есть определенные успешные решения.

Принят областной закон «О грантах Нижегородской области в сфере науки и техники». По итогам проведенного конкурса в 2007 году 19 победителей получили гранты на общую сумму 950 тысяч рублей.

Заключено Соглашение между Правительством области и Российским фондом фундаментальных исследований о проведении в 2007-2010 годах совместного (регионального) конкурса проектов. В его рамках на выплату грантов в 2008 году запланировано 30 миллионов рублей из областного и федерального бюджетов.

В настоящее время осуществляются два крупных проекта по созданию технопарков.

В 2007 году начал работу «Нижегородский инновационный бизнес-инкубатор» для предприятий малого бизнеса.

Создан региональный венчурный фонд инвестиций в наукоемкие малые предприятия с общим капиталом 280 миллионов рублей. Из них половина ? средства частных инвесторов, привлеченных управляющей компанией Фонда, половина ? бюджетные средства при паритетном участии федерального и областного бюджета.

По итогам 2007 года доля инновационной продукции в общем объеме отгрузки нижегородских предприятий составила 2 проц.. Это на сегодня среднероссийский уровень, но нас такая ситуация устроить не может.

Надо заинтересовать частный бизнес в использовании новых материалов и технологий, а следовательно, в их финансировании.

Также необходимо разработать областную программу поддержки экспорта уникальных нижегородских технологий и инновационной продукции.

Кроме того, надо создать Совет по технологиям, в рамках которого заинтересованные стороны, то есть власть, наука, бизнес и администрация технопарков, могли бы вырабатывать совместный оптимальный план действий по трансферу инновационных разработок, учитывая имеющиеся возможности и потребности. И определяли бы необходимость, целесообразность и эффективность мер государственной поддержки.

В работе совета должно участвовать и Законодательное собрание, чтобы «чувствовать момент» и заблаговременно формировать соответствующее региональное законодательное поле. Развитие инноваций ? основной наш приоритет, и здесь нам нужны полное взаимопонимание и слаженность действий.

Транспортный узел и не только

Необходимость обеспечить опережающие темпы развития области определяет региональную политику по развитию поддерживающих секторов экономики.

Особенно остро стоит вопрос энергообеспечения. На начало 2008 года дефицит генерирующих мощностей составил 2 ГВт, или 53 проц. фактического электропотребления. Это значительно тормозит экономический рост. Учитывая стратегические планы развития региона, в ближайшие 5-7 лет дополнительная потребность в электрических мощностях практически удвоится.

Для решения этой проблемы область планирует строительство двух крупных генерирующих источников.

Кроме того, в рамках Соглашения с РАО «ЕЭС России» разработана инвестиционная программа по строительству и реконструкции магистральных электрических сетей (220-500 кВ) на период до 2012 года. Объем финансирования составит более 17 миллиардов рублей.

Аналогичная ситуация по газоснабжению.

В связи с этим в рамках Соглашения с компанией «Газпром» начаты строительство новых газопроводов параллельно действующим транспортным магистралям и техническое перевооружение объектов транспорта газа.

Не менее важным является развитие транспортной системы области. Основная цель - создание транспортных развязок нижегородского мегаполиса и превращение его в крупнейший транспортный узел России.

Здесь мы уже реализуем несколько крупных проектов:

южный и северный автомобильные обходы Нижнего Новгорода;

проекты, направленные на увеличение пропускной способности и эффективности сообщения железнодорожного транспорта на участке Москва - Нижний Новгород. В том числе ? строительство высокоскоростной магистрали с участием японских специалистов;

модернизация международного аэропорта «Нижний Новгород», доведение его до уровня современных европейских требований.

Реализуется проект дорожного обхода городов Балахны и Заволжья. Совместно с соседними регионами мы участвуем в строительстве моста через Оку в районе Навашино.

Намечено  строительство еще одного моста через Волгу в районе Подновья, по которому уже начаты проектные работы.

В приволжской столице активно идет развитие метрополитена.

В 2007 году объем инвестиций в дорожное строительство составил почти 3 миллиарда рублей. В 2008 году мы планируем увеличить финансирование в 1,5 раза.

В настоящее время, на основе реализуемой схемы развития транспортных магистралей, разрабатывается концепция формирования индустриально-логистического комплекса Нижегородской области, которая включает также оптимизацию таможенной инфраструктуры региона.

Данная концепция основана на кластерном принципе пространственного развития территории.

Индустриально-логистический комплекс будет сконцентрирован в трех основных функциональных зонах.

Реализация этой концепции позволит вывести из городской черты Нижнего Новгорода основные грузопотоки железнодорожного и автомобильного транспорта и соответствующую логистическую инфраструктуру, улучшит экологическую обстановку в областном центре и высвободит значительные земельные участки под градостроительное развитие.

Кроме того, создание на территории области одного из базовых терминалов корпоративной транспортно-логистической сети Российской железной дороги будет способствовать привлечению дополнительных грузопотоков и формированию сети дистрибуционных центров российских и зарубежных грузовладельцев.

И наконец, данная логистическая система в совокупности с развитием специализированных обслуживающих компаний позволит существенно повысить конкурентоспособность промышленных предприятий региона на основе применения современных технологий материально-технического снабжения.

Отходы принесут доход

Дальнейшее развитие экономики области во многом зависит от того, насколько успешно будет решаться задача повышения эффективности использования ресурсов. В первую очередь энергетических.

В настоящее время подготовлена и внесена на рассмотрение в Законодательное собрание новая редакция регионального закона об энергосбережении.

Приоритетным направлением остается реализация проектов энергоресурсосбережения в теплоэнергетике и в жилищно-коммунальном хозяйстве области.

Проблеме повышения ресурсоэффективности экономики созвучна задача снижения антропогенной нагрузки и внедрения природосберегающих технологий.

Уже реализуется Киотский протокол в рамках Соглашения между Федеральным агентством лесного хозяйства и Правительством Нижегородской области. Правительством области разрабатывается программа по сокращению числа полигонов и по переходу на новые технологии переработки отходов. В течение ближайших 3-5 лет их количество должно сократиться с 240 до 7.

На сегодняшний момент частные компании, которые специализируются на переработке мусора, уже инвестировали в эту сферу около 300 миллионов рублей. В 2008 году планируется привлечь около 1 миллиарда.

Продовольственная безопасность

Серьезнейшей проблемой при вступлении в ВТО станет вопрос конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции.

Недавний всплеск цен на продовольствие на мировых рынках убедительно доказал, как важно заниматься сельским хозяйством на собственной территории, чтобы не допускать инфляционных потрясений и обеспечить продовольственную безопасность.

Сегодня мы вынуждены констатировать, что сельхозпроизводство региона не успевает за растущим потребительским спросом и областной рынок сильно зависит от внешней конъюнктуры.

Область обеспечена мясом собственного производства всего лишь на 45-50 проц., а молоком ? на 60-70 проц..

В принятой областной целевой программе по развитию агропромышленного комплекса поставлена задача обеспечить к 2012 году полуторакратный рост объемов сельхозпроизводства относительно 2007 года. А также выход не менее чем на 70-процентный уровень удовлетворения потребностей региона за счет собственной продукции.

Вводя интенсивные методы хозяйствования, нельзя забывать о том, что и в будущем земля должна будет кормить область. Поэтому сегодня мы увеличиваем масштабы использования ресурсосберегающих технологий.

Мощным импульсом развития сельского хозяйства стала реализация в регионе приоритетного национального проекта. В его рамках в 2006-2007 годах были проведены масштабные работы по строительству и реконструкции 60 животноводческих комплексов. На большинстве из них работы уже завершены.

Значительно улучшилась материально-техническая база предприятий.

На эти цели в рамках национального проекта поступают большие средства. Финансирование из федерального бюджета в 2007 году было увеличено в 1,5 раза и составило около 850 миллионов рублей. Из областного бюджета было направлено около 2 миллиардов.

Большое развитие получила практика кредитования на селе. В 2007 году было привлечено льготных кредитов на сумму более 8 миллиардов рублей. Это на 20 проц. больше, чем в 2006 году.

Важным фактором развития сельхозпредприятий является обеспечение их необходимыми энергоресурсами.

Перед нами стоит задача выйти на баланс интересов энергетиков и сельхозпроизводителей, поскольку речь идет о продовольственной безопасности региона.

Необходимым условием развития сельхозпроизводства является создание современной высокотехнологичной инфраструктуры по транспортировке, хранению и переработке сельхозпродукции.

Сегодня наша область в значительной степени зависит от частного сектора, где производится от трети до половины основных видов животноводческой продукции. Однако на протяжении последних лет показатели в этой сфере неуклонно падали. Предоставленная в рамках национального проекта дополнительная возможность получать льготный кредит на развитие собственного хозяйства  значима для каждой отдельно взятой семьи. Однако из каждых 100 личных подсобных хозяйств только 3 брали кредит. Поэтому на производстве в масштабах области результат пока не ощутим.

Мы должны обеспечить сельскому населению благоприятные исходные условия для производства сельхозпродукции, то есть доступность качественных семян, молодняка.

И особо следует уделить внимание возможности ее сбыта.

Но и всех этих мер в совокупности будет недостаточно, если не обеспечить устойчивое развитие села, создания там условий для комфортного проживания людей.

Только в 2007 году на инфраструктурные проекты для села (в основном газо-и водоснабжение, сельские дороги) из областного бюджета было выделено 769 миллионов рублей, это в 3 раза больше, чем в 2006 году.

Правительство будет и дальше поддерживать развитие газификации и водоснабжения сельских территорий, строительство дорог, жилищное строительство на селе, прежде всего для специалистов сельского хозяйства и бюджетной сферы, привлекать молодежь, чтобы решить кадровые проблемы.

3561

Комментирование данного материала запрещено администрацией.