День города грядет

06:00 — 30.08.2007

Светлана Гамзаева

День города грядет

06:00 — 30.08.2007

Светлана Гамзаева


Чуть ли не весь год Нижний существует в предвкушении этого события ? того самого Дня. Именно существует: не живет, а только постоянно, усиленно к нему готовится. Так, как будто в День города и наступит тот самый долгожданный момент истины. Вот-вот, потерпим еще немного, еще пару усилий, и?

Например, в понедельник после ремонта запустили исторический фонтан на площади Минина и Пожарского, который ремонтировался все лето. Лето было утомительно жарким и сухим. Такая маленькая радость, как фонтан в городе, в знойные дни оказался бы как раз кстати. Но нет ? городскую достопримечательность тщательно окружили металлическим забором. Действительно, как можно вообще думать о маленьких радостях горожан, когда идет подготовка к такому масштабному событию, как День города! К нему мы все стремимся и ради него можем многое претерпеть. (Единственные, кто решился взять металлический бастион вокруг фонтана штурмом, ? десантники в свой День ВДВ, но на то они и десантники.)

Понятное дело, фонтан был пущен именно тогда, когда в Нижегородской области началось снижение температуры и стало очевидно ? лето сдает свои права осени. Когда желание прохладиться уступило намерению что-то накинуть себе на плечи. А фонтан потерял для горожан прежнюю актуальность. Для горожан ? да. Но не для Дня города. Пуск к Дню города ? вот настоящий смысл этого события. А горожане здесь почти и не при чем. Почти ? потому что важны, конечно, но именно как непременный атрибут всё того самого Великого Дня. Не более.

Точно так же к Дню города ремонтируют улицы. Лето ? единственное время, когда по Нижнему Новгороду можно было бы довольно комфортно гулять. И светло, и тепло. В остальное время темно и холодно. А еще и страшновато как-то. Но летом гулять в центре города нельзя. Ведь именно летом город готовится к Дню. С таким пылом и жаром, как будто это и есть тот самый, последний.
Ожидание и подготовка к концу времен свойственны вообще-то разным народам. И представителям великих цивилизаций, и сегодняшним племенным народностям Океании. Как сторонникам основных монотеистических религий, так и приверженцам языческих культов. Видимо, стремление к концу света, готовность жертвовать ради него, грядущего, чем-то буднично-сегодняшним вообще заложено в человеческой натуре. Есть целое учение о последних днях ? эсхатология. Оно как раз изучает, как готовятся к концу света самые разные народы и представители религиозных течений. А готовятся практически все ? только степень убежденности может разниться. И способы отличаться. Но такой способ, как подготовка к Дню города, ? пожалуй, нов даже для видавшей виды эсхатологии.
Люди, грезящие о конце света, на самом деле думают не о катаклизмах, которые согласно разным моделям верования должны сопровождать или предварять День последний. (Так что даже разрытые улицы Нижнего обретают в этом свете глубокий символический смысл.) Люди воспринимают апокалипсис ни больше, ни меньше как неминуемую реставрацию Земного Рая.

Похожим концом света в советские времена была объявлена эра наступления коммунизма. Тогда вся страна всерьез ожидала рая ? когда даже деньги исчезнут, а жители страны обретут безмятежность Адама и Евы до их изгнания. Правда, тогда никто не осмеливался называть конкретную дату. (Хрущев, правда, предложил ограничиться 20-летним периодом.) А теперь вот и время точно объявлено: 9 сентября.

Так что ждать осталось недолго ? всего лишь неделю с хвостиком. А там пойдет обычная жизнь, город погрузится в привычную осенне-зимнюю спячку до весны. Когда будет объявлен новый День города (второе воскресенье сентября) и начнется подготовка к нему. И тогда вновь предстоит запарка на всё лето с неминуемыми в эту пору лишениями. Разроют улицы ? в общем, найдут что отремонтировать, насущное, востребованное именно летом. Но все будут знать, ради чего терпят ? всё же ради того самого Дня! Люди всегда готовы на испытания ради земного рая. Каждый раз забывая, что этот земной рай в принципе недостижим.

В общем, жизнь современного Нижнего Новгорода строго подвержена годовому мифологическому циклу, предполагающему веру в ежегодно умирающего и воскресающего бога. Причём с явно выраженными элементами эсхатологии, предполагающей готовность терпеть в ожидании объявленного рая. И даже имя этому умирающему и воскресающему богу названо ? День города. А чиновники мэрии ? конечно, его жрецы.

3271

Комментирование данного материала запрещено администрацией.