Вся правда о шведской семье

06:00 — 26.06.2007

Ирина Мухина

Вся правда о шведской семье

06:00 — 26.06.2007

Ирина Мухина


На финал сезона Нижегородский ТЮЗ припас для публики зрелище особого рода. Премьера на Малой сцене «короткометражного» спектакля «Женщина, которая вышла замуж за индюка» юным нижегородцам открывает иной, непривычный способ сценического разговора о насущных жизненных проблемах.

Способ этот активно практикуется в Швеции. Главная его особенность в том, чтобы не притворяться, будто детство и юность ? самая безмятежная пора. Один из идеологов нового современного театра для детей, сформировавшегося в скандинавской стране в последние десятилетия, драматург Гунилла Боэтиус как раз и является автором пьесы со столь странным названием. Она приехала на нижегородскую премьеру своего известного в Европе произведения вместе с режиссером Матиасом Лафоли.

Правда, постановку в нашем ТЮЗе осуществил не он, а молодой московский режиссер В. Караваев. Валерий признается, что шведская пьеса понравилась сразу же: она содержательна и в то же время эксцентрична по форме. Это открывает постановщику возможности для поиска ярких образных решений.

?Абсолютно стерильная белизна царит в доме, где живет, казалось бы, обыкновенная и вполне благополучная семья: папа, мама, дочь Юа и сын Харальд. Но сразу же за границами этого до странности упорядоченного домашнего пространства начинается свалка ? мусорные мешки, которые все прибывают и прибывают, старые выброшенные вещи, игрушки, мебель. Художник  М. Трегубова предлагает такой вот образ «замусоренности» человеческих
отношений. Действительно, далеко не все в порядке у бодрых родителей, хотя они изо всех сил делают вид, будто ситуация под контролем. Они знают, что нужно их детям, если понадобится, просто заставят их быть счастливыми. В чем-то страшна, а в чем-то даже комична эта наивная вера. Да ведом ли самим взрослым истинный вкус непоказного счастья?

Несмотря на элементы гротеска и абсурда, пьеса «Женщина, которая вышла замуж за индюка» повествует об очень реальной и легко узнаваемой коллизии. Родные люди глухи друг к другу, и атмосфера непонимания, в которой они живут, убивает любовь, сочувствие. У каждого своя драма, и каждому нет дела до драмы другого.

Можно сказать, что своей пьесой Гунилла Боэтиус бросает вызов Льву Толстому, утверждавшему, будто каждая несчастливая семья несчастлива по-своему. Шведский драматург нетривиально обнажает сам механизм этой несчастливости, и становится ясно, насколько он универсален для разных семей в разных странах.

Боэтиус откровенно говорит, что написала пьесу в момент тяжелой личной драмы:

? Я решила выйти замуж за неприятного мне, хотя и хорошего человека по расчету. Из этого получилась сплошная катастрофа: я ранила себя, ранила его. Глубокая депрессия побудила искать способ выразить свое состояние. Так ? от отчаяния ? я и начала сочинять, подыскивая страшные образы. А потом сам творческий процесс увлек меня. В своих произведениях я часто говорю о том, как трудно становиться взрослым и как много ошибок можно совершить на этом пути.

Да, пора вхождения в мир «больших» зачастую оказывается для подростка периодом драматичным, болезненным, исполненным темных страхов и комплексов. Но стоит ли пугать этим детей еще и со сцены?

В Швеции давно уже считают, что с подрастающим поколением искусство может разговаривать без скидок на ранимость и незрелость. Такая честность не просто нравится юным зрителям, она вызывает их уважение и стимулирует искренний интерес к театру.

М. Лафоли, который является председателем Шведского режиссерского объединения, поясняет, что традиция ставить современные спектакли, адресованные детям и юношеству, возникла в его стране в 70-е годы ХХ века. Шведское общество тогда радикально менялось, и сценическое искусство не могло не отразить новые социальные установки. Стали появляться независимые труппы, которые первыми вышли за рамки привычного классического репертуара. Именно они сыграли решающую роль в формировании концепции нового детского театра как трибуны для обсуждения острых вопросов. Почему папа пьет? Как быть в ситуации развода любимых родителей? Эти и другие далеко не детские проблемы стали все чаще затрагивать в спектаклях для юной аудитории и государственные театры, констатирует Матиас Лафоли. И подчеркивает: не стоит бояться говорить о сложном с подростками, они порой быстрее и лучше взрослых схватывают самую суть непростых явлений в жизни и искусстве.

Такого доверия к своей публике пока не хватает нашим ТЮзам, считает главный режиссер Нижегородского театра юного зрителя В. Кокорин. По его словам, привычка кормить детей одними рождественскими сказками не поможет решить те проблемы, с которыми приходится справляться сегодня маленькому человеку в непростом мире.

Знакомство со шведским опытом, попытка привить его на нашей сцене и побудили затеять проект. А дело не ограничилось постановкой пьесы. В ТЮЗе состоялись мастер-класс ее автора и читка пьесы другого шведского драматурга Томаса Тидхольма «Поход в Угри-ла-Брек» в режиссерской версии П. Стружковой (Москва). 1 июня М. Лафоли рассказал о современном шведском театре для детей. Прошло обсуждение нижегородской премьеры «Женщина, которая вышла замуж за индюка».

3368

Комментирование данного материала запрещено администрацией.