Поднять на крыло

07:00 — 19.12.2006

Ольга Федорова

Юрий Сатункин и Андрей Кузьмичев: «Мы с самолетами на «ты»

Юрий Сатункин и Андрей Кузьмичев: «Мы с самолетами на «ты»

Поднять на крыло

07:00 — 19.12.2006

Ольга Федорова

Истребители «МиГ» считаются одними из лучших самолетов в мире. Но мало кто знает, что первые летательные аппараты завода «Сокол» были деревянными. Вполне надежное сооружение выглядит с сегодняшних позиций очень трогательно. Их образцы бережно хранятся в музее предприятия. Примечательно, что их конструировали и собирали деды многих из тех, кто сейчас работает на заводе.

Говорят, что летчиков небо притягивает на всю жизнь. Видимо, оно обладает магнитной силой и для тех, кто создает самолеты. Не отпускает и тогда, когда человеку хорошо, и когда трудно. Лет 15 назад заводу «Сокол», как и многим крупным предприятиям оборонного комплекса, прочили развал и полную ликвидацию. К 1994 году ситуация стала критической. Иссякли заказы Минобороны, работники месяцами не получали зарплату, многие специалисты вынуждены были уйти. Андрей Кузьмичев, сборщик-клепальщик 22-го агрегатно-сборочного цеха, вспоминает: «Многие тогда теряли всякий интерес к работе и увольнялись. Надо было как-то выживать, кормить детей. Мы с женой долгими вечерами обсуждали, как быть дальше. Было, конечно, досадно ? такой уникальный завод и вдруг простаивает». Но, несмотря на заманчивые предложения, вопроса уходить с завода Андрей Федорович не рассматривал. Слишком многое его связывало с предприятием. Он заводчанин в третьем поколении.

Тяга к технике и железкам у него появилась с самого детства. Отец Андрея работал на заводе, да и жили Кузьмичевы неподалеку от летного поля ? самолеты напоминали о себе с утра до вечера. «Меня, мальчишку, отец брал с собой на аэродром в День Военно-Воздушного Флота. Рассказывал о том, как своими руками собирает истребители». Андрей помнил фамилии всех знаменитых летчиков, разбирался в моделях самолетов. Уже в школе он знал, что его призвание ? авиация. На «Сокол» попал учащимся авиационного техникума. После защиты диплома устроился в цех № 54 слесарем-сборщиком. Под руководством наставника Игоря Васильевича Михалкина участвовал в сборке Миг-29УБ, монтировал систему аварийного покидания самолета, управление фонарем. Работы хватало. Наши самолеты нужны были и своей армии, и зарубежным покупателям. «Это позже, в период кризиса, я был готов на любую подработку, ? говорит Кузьмичев. ? Помню, однажды пришел домой и сообщил, что устроился сезонным рабочим. Жена даже обрадовалась. Летом цеха стояли, а я рыл траншеи. Но уходить с завода все равно не хотел, знал, что после такого падения у ?Сокола? должен быть только взлет».

Перестроечная ломка затянулась. В начале 90-х пакет заказов был нулевой. Впору было вешать замок на проходную. Число работников сократили вчетверо: из 30 тысяч осталось только 8 тысяч. Хоть какой-то выход искали за счет зарубежных контрактов. Как-никак за всю историю существования ОАО «Сокол» поставляло самолеты в более чем 30 стран мира. В списке деловых партнеров Индия, Алжир, Эфиопия, Малайзия, Йемен и другие. В 1998 году удалось разместить заказ в Италии, в фирме Aermacchi. И целую делегацию российских специалистов, инженеров и рабочих, отправили туда в длительную командировку.

Сборщик-клепальщик Юрий Дмитриевич Сатункин провел в Италии 19 месяцев. Участвовал в сборке легкомоторного 2 ? 4-местного самолета SF-260, предназначенного для перевозки небольших грузов. «Итальянцы доброжелательно и с большим уважением относились к нам, ? вспоминает Юрий, ? звали еще поработать. У фирмы, с которой мы сотрудничали, было самое современное оборудование. Мы между собой говорили, что со временем и у нас будет не хуже». Вернулся Юрий домой в 1999-м. К тому времени начал формироваться портфель заказов. Рынок потребовал от ВПК проявить чудеса ускоренного освоения современного менеджмента, который предполагает не только знание организации производства, но и рыночное поведение на международном уровне. И «Сокол» сделал реальные шаги к интеграции российской авиапромышленности в мировую аэрокосмическую отрасль. Был заключен ряд контрактов, в том числе с индийскими ВВС на поставку комплектов бортового оборудования для модернизации самолетов МиГ-21. В рекордные сроки запущен в серийное производство учебно-боевой самолет Як-130. Продолжились продажи самолетов МиГ-29УБ, УБТ по международным контрактам России с зарубежными странами и т.д.

«МиГ ? это особая тема для разговора, ? поясняет Юрий Сатункин. ? Нашим самолетам нет равных в мире. Помню удивление немцев и американцев на одной из выставок 2001 года, где демонстрировался МиГ-31. Это надо было видеть. Иностранцы чуть ли не обнюхивали истребитель, разглядывали, ходили кругами. Наверное, хотели понять, как это наш МиГ легко сшибает их ракеты. Или, например, тоже чудо техники ? модель МиГ-29ОВТ производства российской самолетостроительной корпорации ?МиГ?. На одном из демонстрационных показов публика, затаив дыхание, наблюдала, как самолет совершает фигуры высшего пилотажа. Сначала истребитель завис в воздухе, потом дал задний ход. Потрясенные увиденным, зрители долго не отпускали летчика, пытаясь выяснить, как такое возможно. Но разве это не доказательство конкурентоспособности нашей техники».

Сейчас на заводе работы невпроворот. Люди задерживаются допоздна, трудятся в выходные. По словам, генерального директора ОАО «НАЗ «Сокол» Михаила Шибаева, портфель заказов основательно пополнился. В 2006-2010 гг. предприятие планирует направить на развитие производства ? модернизацию оборудования и внедрение новых технологий более 1,5 млрд рублей. «У завода большие планы, ? говорит Михаил Ефимович, ? и сейчас нам как никогда нужен приток свежих сил. ?Сокол? ? один из лидеров мирового самолетостроения. Его уникальный потенциал создавало старшее поколение. У него много составляющих, одна из которых ? это люди. А для его развития важно, чтобы к нам приходила молодежь. И она идет к нам».

На предприятии действует программа адаптации молодых специалистов. Это и пособия, и стипендии, и общежития для иногородних. Развивается сотрудничество с учебными заведениями. Так, по инициативе «Сокола» в 2004 году в политехническом институте появилась новая кафедра «Самолето- и вертолетостроение». Есть авиационный колледж и профессиональные училища.

?Смена на заводе подходила к концу. Работники шли к проходным, а им навстречу ? школьники на экскурсию в музей завода. Мальчишки спрашивали: «А нам покажут Як-130?» -»Покажут вам и Як-130, и М-101Т «Гжель», ? ответил Юрий Сатункин.- Уж эти, когда подрастут, точно придут работать на «Сокол».

3147

Комментирование данного материала запрещено администрацией.