Добывает сокровенное слово

07:00 — 14.12.2006

Ирина Мухина

Н. И. Бочкарева

Н. И. Бочкарева

Добывает сокровенное слово

07:00 — 14.12.2006

Ирина Мухина

Между прочим, так Николай Рерих говорил не о писателе, как можно бы подумать, а о библиотекаре. Философ и тонкий ценитель прекрасного, он считал, что именно служители книги добывают «из мертвых полок сокровенное слово для просвещения и ищущего духа».

Действительно, гениальные мысли, великие прозрения, захватывающие образы, заключенные в томиках, ? всего лишь бумажный груз на стеллажах до того мгновения, пока не возьмет их рука, пока не откроются страницы под пытливым взглядом. Вот тогда происходит с юным читателем нечто магическое: с ним вдруг начинают говорить птицы и звери, он попадает в далекую эпоху, на иную планету или погружается в мир переживаний другого человека, горячо отзываясь на чужую боль?

Как приятно библиотекарю сознавать, что с его участием свершается изо дня в день такое очарование ребенка книгой. А вот осознает ли современное сообщество необходимость, значимость миссии детского библиотекаря? Непростой вопрос. На него мы ищем ответ вместе с Натальей Ивановной БОЧКАРЕВОЙ, директором Нижегородской государственной детской библиотеки.

? Всем известно, что сейчас ? время рекламы, наступательного продвижения любого продукта, ? размышляет она. ? Давайте вместе с ребенком пройдем ежедневный путь от дома до школы и посмотрим, что попадается ему на глаза. Каких только приглашений тут нет: купи, попробуй, выпей, оттянись по полной. А есть ли хоть один призыв утолить жажду знаний? Увидит ли школьник яркую рекламу новой интересной детской книги, которую обязательно надо прочесть? Есть ли на наших улицах привлекающие внимание указатели, зовущие в ближайшую детскую библиотеку? Нет. Среда, в которую каждодневно погружен маленький гражданин, ориентирует его на другое, в ней почти не остается места для настоящей культуры.

Полагая, что просто сетовать на это глупо, мы попробовали в силу своих возможностей чуть изменить ситуацию. В октябре 2006 года коллектив нашей библиотеки провел акцию «Покровка ? улица читающих людей». Вышли за стены своего родного дома, попытались привлечь внимание горожан к своей деятельности. И было очень приятно услышать добрые отзывы, а потом узнать, что месяц спустя москвичи на Арбате осуществили подобную же акцию. Идея обращения к сообществу буквально витает в воздухе, по-разному реализуется нашими коллегами. Немало тут зависит от активности самих библиотекарей.

И все же не стоит обольщаться: немало, но далеко не все. Нам постоянно говорят: «Вы должны», и дальше следует внушительный перечень задач. Однако, возлагая их на детских библиотекарей, разве не должны общество, государство позаботиться о предоставлении соответствующих средств и возможностей? Не скрою, мы испытали большое разочарование, когда, вопреки ожиданию, 2007 год не был объявлен в России Годом чтения. Это стало бы первым шагом к принятию Национальной программы чтения. Ее у нас, в отличие от других развитых стран, до сих пор нет. А принятие такой программы означало бы и серьезный поворот в общественном сознании, и повышение престижа всего, что связано с книгой, знаниями, и поступление дополнительных федеральных средств на нашу деятельность.

Ну вот, опять о деньгах, скажете вы. Что делать, материальная база детских библиотек, зарплата моих коллег ? тема больная и значимая. От решения этих «вечных» проблем зависит эффективность нашей работы. Вот уже больше десяти лет по инициативе комитета по культуре проводитсям областной конкурс «Детский библиотекарь года», и анализ состава участников за этот период дает пищу для серьезных размышлений. Если в первых конкурсах более 70 процентов соискателей были молодыми специалистами, то к 2006 году их доля заметно сократилась, 27 проц. конкурсантов вообще имеют непрофильное образование ? от экономиста до геолога. Это отражает общую тенденцию: из нашей сферы идет вымывание молодых перспективных профессионалов.

Приходят они в библиотеку, поработают два-три года и, часто скрепя сердце, жертвуя интересным, любимым, творческим занятием, находят другое себе применение за более достойную зарплату. Наши кадры, должна сказать, ценят даже в бизнесе. Еще бы, хороший библиотекарь ? инициативный человек, креативная личность, он умело работает с информацией в любой сфере. Такие навыки сегодня очень востребованы.

Как же остановить отток высококвалифицированных кадров из детских библиотек, каким образом поднять престиж деятельности моих коллег? Даже если бы удалось серьезно изменить зарплату, только это радикально не решило бы проблему. Без новых книг, без новейших технологий библиотекарь не будет как следует оснащен и все равно останется как бы на обочине современной жизни.

Год назад я была в США, где наша профессия относится к числу (конечно, по их стандартам) малооплачиваемых. Но, общаясь с американскими коллегами, я удивлялась, с каким достоинством, без тени приниженности они держатся. А потом поняла: секрет в том, что к самому институту библиотеки здесь очень почтительное и заботливое отношение. Детская библиотека может работать в бедном и неблагополучном районе, но по своей «начинке» быть продвинутой, современной. Потому ее, людей, которые в ней трудятся, окружающие воспринимают с уважением: ведь это высокий класс, тут суперпрофи, раз в их руках такие возможности.

Этого нам пока очень не хватает. Хотя должна сказать, что в последние годы проявили себя обнадеживающие тенденции в целом по России. Наши детские библиотеки стали стремительно меняться. Благодаря областной программе «Детское чтение», рассчитанной до 2008 года, немало делается и в нашем регионе, в том числе на селе. Кстати, подобной масштабной программы, да еще осуществляемой на условиях софинансирования областного и местных бюджетов, нигде больше в стране нет.

Можно гордиться и нижегородской традицией проводить конкурс «Детский библиотекарь года». Без сомнения, он реально поднимает престиж профессии. Посмотрели бы вы, с какими командами поддержки приезжают на зональные туры конкурсанты. Это значит, что дома, в районах, их успех замечают, в них видят лидеров. Не буду лукавить, не везде так ценят своих авторитетных детских библиотекарей. Но сам по себе конкурс тоже вносит лепту в формирование благоприятной среды вокруг важной и нужной нашей профессии.

Не устаю говорить, что если в театр идут на хорошего артиста, то в библиотеку ? на хорошего библиотекаря. Особенно маленькие читатели, для которых так важен личный контакт, симпатия, общение. Если ребенка встречают доброй улыбкой, готовы ответить на любые его вопросы, если он ощущает искренний интерес к своему миру, значит, его первый робкий шаг в зал с книжными стеллажами не окажется последним. И это для нас остается главным, с какими бы проблемами мы ни сталкивались повседневно.

Замечательно сказал о библиотекарях Андрей Усачев:

«И как бы им ни приходилось плохо,

Их труд живой останется в веках.

Они спасали Пушкина и Блока,

И Гоголя носили на руках».

3573

Комментирование данного материала запрещено администрацией.