Ступеньки к успеху

07:00 — 02.12.2006

Эльвира Визгунова

Ступеньки к успеху

07:00 — 02.12.2006

Эльвира Визгунова


В поле действия национального проекта «Образование» оказались и педагоги, родители, объединившиеся вокруг Нижегородской городской научно-практической лаборатории по проблемам воспитания и семьи.

В комиссии, которая выбирала лучшие школы, работала Лидия Сергеевна Григорян, педагог с 25-летним стажем, поэтесса, мать четверых детей и бабушка двух внуков. Не один год она возглавляла родительский комитет школы № 100 Ленинского района. Вот ее впечатления от участия в столь необычном жюри:

? Хотя каждая программа, представленная школами, уникальна, их задачи общие: как защитить детство, как подготовить ребенка к современной жизни. Изучая материалы, я еще раз убедилась: как была школа духовно-нравственной платформой для всех, такой она и осталась. Наши педагоги, директора школ ? это люди, преданные детству. Очень сложно было выбрать лучших. Все школы, участвующие в конкурсе, ? это как бы столпы нашего образования. А особенно я болела за центр одаренных детей, так как там работает Маргарита Викторовна Коркина. С ее центром родительской культуры «Исток» наша школа начала сотрудничать одной из первых в Ленинском районе. Сейчас Маргарита Викторовна организовала школу социальной зрелости. Центр одаренных детей ? в числе победителей. У него была действительно очень сильная и интересная программа.

Класс ? особая семья

Надежду Николаевну Белик, руководителя лаборатории, заслуженного работника культуры РФ, очень радует, что в числе лучших ? победители, призеры городских конкурсов классных руководителей.

? Не может учитель ограничиваться уроком, ? убеждена она. ? Учебная и воспитательная деятельность должна составлять единый процесс. Ребенок растет в классе, и особая семья у ребенка ? в классе. А класс ? это дети, родители и учитель. Не случайнонаш президент делает ставку на классных руководителей. Неправда, когда говорят, что в коллективах начнется зависть к тем, кому повысили зарплату и кто получил президентские премии. Возникло новое движение: средние начали выстраиваться к лучшим, отстающие подтягиваться к средним. Вот что получается в кадровом коллективе школы. И не о зарплате говорят эти замечательные педагоги, а о том, как растут наши дети, какие у них сердечки, какие они подсолнушки, как они тянутся к духовному началу. Учитель замешан на совестливости.

В первый класс ? с радостью!

Светлана Юрьевна Кашина ? учитель школы № 115 Нижнего Новгорода, победившая в числе 200 лучших педагогов области в конкурсе в рамках национального проекта «Образование». Главным в своей воспитательной системе она считает психологическое здоровье детей. В нем ? основа их успехов, физического и нравственного благополучия. Учитель должен создать такие условия, чтобы ребенок почувствовал: школа ? это то место, где его ждут, здесь ему рады, радуются такому, какой он есть, и не требуют, чтобы он стал, как все. Непростая задача для педагога. Но зато такая понятная для многих мам, у кого дети не испытали никаких положительных эмоций от знакомства со школой. Довелось видеть, как одна мама буквально заталкивала своего плачущего и упирающегося малыша в класс. А он как невзлюбил школу с самого начала, так до 9-го класса и был неуспевающим, прогульщиком. Потом совсем бросил учебу. У моих знакомых дочку-первоклассницу тошнило каждое утро, когда нужно было ехать в школу.

Светлана Юрьевна знакомится со своими будущими первоклассниками еще в подготовительном, прогимназическом классе. И дети, и родители к настоящей учебе начинают готовиться заранее. Учитель и семья сверяют свои позиции: какие нравственные, гражданские качества хотели бы они воспитать в детях? Цели одинаковые, значит, и работать вместе, сообща. Талант, увлечения каждой семьи становятся достоянием класса.

? Наша воспитательная система создается вместе с родителями. Мы идем в поход и знаем, кто из родителей поведет нас экологической тропой. Отправляемся в театр ? есть кому рассказать о спектакле увлекательно. Создаем семейные клубы. У нас есть не только театральные семьи, но и спортивные, талантливые в техническом творчестве. Сейчас в классе четыре многодетные семьи. Мамочки рассказали нам, как они воспитывают своих детей. Мы назвали это презентацией семей. И в этой общей работе класса и родителей дети оказываются в атмосфере психологического комфорта. Они видят оценку своего труда, ? рассказывает Светлана Юрьевна.

? А какая, на ваш взгляд, самая большая проблема начальной школы?

? Не только начальной. В школу очень мало приходит здоровых детей. В основном ? вторая группа здоровья. Дети быстро утомляются, и это, естественно, отражается на их учебе. Нужна единая система оздоровления детей. Сейчас по программе здоровья работает вся наша школа. И еще. Не все дети приходят в первый класс из дошкольного учреждения. Домашним детям бывает трудно влиться в коллектив. Должен быть прочный союз учителя и воспитателя группы продленного дня. Но воспитатели часто меняются, и это тоже проблема.

Эх, побольше бы молоденьких учительниц в школы!

А по мнению Надежды Андреевны Вагиной, учителя начальных классов школы № 149 Нижнего Новгорода, главная проблема школы в том, чтобы побольше пришло работать с детьми молодых, энергичных, задорных девочек. «Не хочу учиться у этой бабушки, ? говорит малыш. ? Хочу вот к той, веселой, в красном платье». Но как заманить в школу этих девочек? Про мальчиков уж и речи нет.

Надежда Андреевна была воспитателем детского сада, библиотекарем, а пришла в школу и поняла: вот это ее. Начинала с полной уверенностью в своих силах ? все могу, все сделаю, никакого открытого урока не боюсь. Постепенно эти победительные настроения, свойственные молодости, прошли, а вот талант педагога раскрылся в полной мере.

Программа, которую она представила на конкурс в нацпроекте, называется «Ступени к успеху». Отмечена губернаторской премией. Главный смысл программы ? дать детям уже в начальной школе почувствовать радость успеха, испытать это состояние, чтобы в будущем они стремились быть успешными ? в учебе, в профессии, в спорте, в дружбе, в коллективе. Конечно, не любыми путями. Программа дала хорошие результаты, а дети, для которых она была задумана, теперь учатся уже в пятом классе. Повторить ее с другими детьми невозможно, приходится дорабатывать, менять.

Школа № 149 стоит на перекрестке, совсем рядом ? ОКБМ, «Буревестник», машиностроительный завод. Много в этом микрорайоне проживает азербайджанских, армянских, грузинских семей. И в школе в каждом классе ? по два-три ученика из этих семей. А в классе, который сейчас ведет Надежда Андреевна, их оказалось семь. Сначала было пять, потом прибавились еще, так как хотели именно в этот класс, к этой учительнице. И главной целью для Надежды Андреевны стало научить детей разных национальностей дружить в коллективе, понимать не только своих родных, любить не один свой дом, но то место, где волею судьбы они оказались.

Первый урок нового учебного года у Надежды Андреевны всегда коллективный ? для детей и родителей. Его тема ? наша Родина, а это город, Московский район, родная школа. Потом ? обязательная экскурсия в школьный музей. Там дети нередко видят фотографии своих родителей: вот мой папа, он воевал в Афганистане, а это весь мамин класс.

Поездку в Нижегородский кремль помогают организовать родители. И когда у собора класс слушает рассказ экскурсовода, интересно всем, хотя сами дети о себе говорят: мы православные, а мы мусульмане.

На уроке об окружающем мире учительница рассказывает о многих народах и народностях нашей страны. А две девочки ? папа у них музыкант ? с разрешения Надежды Андреевны поют песню на азербайджанском языке. И словно замерли, изумились остальные дети. Именно так, через души, через культуру, они открывают для себя новый мир. И получается, что путь к успеху детей в таком коллективе ? путь к пониманию друг друга.

Процесс воспитания в начальной школе ? это ежедневное, ежеминутное общение учителя с детьми и на уроках, и в переменки, с 8 утра и до 3 ? 5 часов вечера. Этого общения, наверное, больше, чем у родителей с собственным ребенком. Обиды, радости, ушибленные коленки, прививки ? со всем идут к учителю. Надежда Андреевна убеждена: очень важно, чтобы в начальной школе все у них шло успешно, чтобы ребенок рос в атмосфере радости.

«Мы ? его будущее»

Ирина Юрьевна Тарасова работает в лицее № 165 Нижнего Новгорода. Его коллектив победил в конкурсе нацпроекта и получил грант в размере 1 миллиона рублей. А для самой Ирины Юрьевны участие в конкурсе лучших педагогов еще только предстоит: в следующем году ее обязательно выдвинет на такой конкурс лаборатория. Надежда Николаевна Белик не сомневается, что лучших президент будет награждать и дальше, ведь это же все золотые учительницы.

В классе Ирины Юрьевны работа кипит в тесном содружестве учителя, детей, родителей. Создаются творческие группы. С использованием компьютерных технологий делаются интересные проекты. Например, такая тема: «Что значит ? оставить свой след на земле?» Каждый по-своему отвечает на этот вопрос. Один хочет прославить свою страну, свой город. Другие ? в совершенстве овладеть профессией, хотя им всего лишь 8 лет. Витя мечтает стать пожарным, Дима будет создавать новые модели самолетов, Валя хотела бы выращивать собак-поводырей, чтобы они помогали слепым людям.

А один из учеников Ирины Юрьевны мечтает создать суперсовременную компьютерную программу, открыть которую смогут только люди, совершающие добрые поступки: чем больше таких поступков ? тем больше файлов откроется. Вот такие замечательные дети! А все начинается, конечно же, с учителя.

? Вы только послушайте, как они мудро пишут, ? говорит Ирина Юрьевна. ? «Может быть, нас не будут знать по всей стране и нашими именами не назовут улицы Нижнего Новгорода. Но мы точно знаем, что свой вклад в развитие нашего города мы внесем. Ведь мы ? его будущее».

3883

Комментирование данного материала запрещено администрацией.