Монументальная однобокость

07:00 — 24.01.2006

Станислав КОЗЛОВ, Алексей СТРЕЛЬЦОВ

Монументальная однобокость

07:00 — 24.01.2006

Станислав КОЗЛОВ, Алексей СТРЕЛЬЦОВ


Когда-то у нас была монументальная пропаганда. Стояли памятники вождям революции, героям войн в основном советского периода, включая Гражданскую войну. Кое-где, правда, оставались каким-то чудом уцелевшие монументы старой, императорской России. Но такие исчислялись единицами, и находились такие «старорежимные» памятники за редкими исключениями в столицах, в Москве и бывшем Ленинграде, ныне Санкт-Петербурге. Но вот монополия КПСС на власть и идеологию миновала. И слава Богу! Казалось бы, пора исправить и возникшие при большевистском режиме перекосы в монументальном облике наших городов и весей. Но не тут-то было!

Совершенно очевидно, что поступать так, как поступали после 1917 года Ленин и его соратники, недопустимо. Нигилизм, который большевики практиковали по отношению к культурному наследию прошлого, к духовным и иным богатствам, завещанным предками, ? есть дикость, как определял это явление Пушкин. Памятники кому бы то ни было, коль они появились, надо сохранять как свидетелей времени, выражение духа и сути той или иной эпохи. Исключение можно сделать разве что для абсолютно нехудожественных творений, каких-нибудь гипсовых изваяний, осыпающихся и разрушающихся под ветрами и дождями истории. Подобное и происходит то здесь, то там: скульптура, «украшавшая» (портившая своим видом) площадку перед районной администрацией, сквер в центре села или заштатного городка, разрушилась, а денег, да и особого желания ее чинить, восстанавливать ни у населения, ни у властей нет. И отвозят гипсового вождя (девушку с веслом, горниста и т. п.) куда-нибудь на задворки. Что ж, видимо, таков приговор истории тому, что было случайным и оказалось недолговечным.

У нас в Нижнем Новгороде есть немало произведений монументальной пропаганды, которые выглядят идеологическим анахронизмом. Произошла переоценка ценностей. То, что раньше считалось великим и достойным, на поверку оказалось мелким, неказистым, а то и преступным. Когда пелена спала, выдающиеся вожди превратились в сошедших с исторической арены временщиков, в воплощение мифа. Таков Яков Свердлов ? до революции малозаметный нижегородский мещанин, сын владельца мелкой типографии и граверной мастерской, затем подпольщик и руководитель революционных боевиков на Урале, вознесенный на гребне революционной смуты на вершину большевистской власти. В 1917 году он сменил на посту председателя ВЦИК Льва Каменева, родственника Троцкого и приложил немало сил для упрочения большевистского режима. Организовывал осенью 1918-го красный террор, выступал едва ли не главным инициатором расстрела царской семьи, придумал такую страшную вещь, как тотальное расказачивание, то есть поголовное истребление всех казаков-мужчин в восставшей Области Войска Донского. На этот счет сохранилась даже соответствующая директива Свердлова. Умер председатель ВЦИК рано, в начале 1919 года, то ли от простуды, то ли, как утверждают некоторые источники, от побоев, полученных на митинге от рук возмущенных эксцессами военного коммунизма рабочих.

В начале демократической эпохи памятники наиболее одиозным большевистским вождям убирали с площадей. Не стало бронзового Дзержинского на Лубянке, пропал куда-то Калинин, стоявший, пригорюнившись, неполалеку от Арбата. Кажется и Свердлова в Москве не пощадили. Делалось все это по-большевистски: бац ? и готово, нет монумента. Без всяких там референдумов и плебисцитов.
Как говорится, за что боролись большевики, на то и напоролись.

Предлагали и в Нижнем Новгороде поступить так же. Части нашей общественности Яков Михайлович из-за его деяний в эпоху двух революций и особенно в гражданскую смуту был нелюб. Требования стали громче после переименования в начале 1990-х Свердловска в Екатеринбург. Однако монумент на Большой Покровской улице (бывшей Свердловке) так никто и не тронул. Победила точка зрения другой части общественности.

Не будем спорить, правильно это или нет. Но совершенно очевидно другое: если верен довод о том, что историю надо беречь (а именно он сыграл решающую роль, когда решалась участь бронзового Свердлова в Нижнем), то следовало бы дополнить этот довод одной существенной деталью. А именно: историю надо беречь в полном ее объеме.

Одна часть истории Нижнего вообще и улицы Большой Покровской в частности ? это Свердлов. Он здесь ходил, здесь была мастерская его буржуазного отца. Но есть и другой эпизод этой истории, пожалуй, более значительный. Речь идет о посещениях нашего города императором Николаем II. Царь приезжал в Нижний не менее двух раз: в 1896 году на Всероссийскую промышленную и художественную выставку и в 1913-м ? на празднование 300-летнего юбилея царствующего Дома Романовых.

Так почему не поставить на Большой Покровской памятник Николаю II? Наиболее подходящим местом могла бы стать площадка перед зданием Государственного банка, в торжественном открытии которого царь, как известно, принимал участие.

С высоты сегодняшнего исторического знания фигуры Свердлова и последнего Романова кажутся несоизмеримыми и в государственном, и в моральном смысле. С одной стороны, российский император, правивший огромным государством в течение 23 лет, сделавший очень много для его процветания (вспомним о высочайших темпах экономического роста, культурном подъеме, стремительном увеличении населения в годы правления Николая II). С другой ? один из творцов кровавой революции, гражданской междоусобицы, отбросивших страну на многие десятилетия назад. (Да, потом страна залечила раны, смогла окрепнуть, но сделано это было не благодаря, а вопреки деятельности таких людей, как Свердлов. Вряд ли он пережил бы 1937 год.) С одной стороны ? высоконравственный, глубоко религиозный человек, прекрасный семьянин, может быть, и не нашедший в себе достаточно сил и твердости, чтобы предотвратить катастрофу 1917 года, но действовавший всегда во благо своей страны и своего народа и ради этого жертвовавший личным благополучием и даже жизнью, причисленный Церковью к лику святых мучеников. С другой ? террорист, прямой виновник гибели миллионов наших соотечественников, создатель репрессивной машины.
Пусть стоит на Большой Покровке бронзовый Свердлов. Как напоминание. Но пусть встанет на ней и последний Романов. Как воплощение исторической справедливости. Без этого ни полноты исторической памяти в Нижнем Новгороде не будет, ни нравственного равновесия.

3639

Комментирование данного материала запрещено администрацией.