Область развития

08:00 — 14.08.2017

Область развития

Автор фото: Анатолий Панчохин

Область развития

08:00 — 14.08.2017

Доходы населения выросли в пять раз за последние 11 лет. Об этом сообщил министр экономики и конкурентной политики регионального правительства Игорь Норенков. Министр рассказал, как идёт реализация принятой в 2006 году Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года.

Вырвались из отстающих

Сейчас практически ликвидировано отставание области от среднероссийского уровня среднедушевых доходов. В 2005 году оно составляло более 25%. В основе роста благосостояния лежат успехи в производственной деятельности. Так, более чем в 4 раза увеличились объёмы валового регионального продукта (ВРП) на душу населения и производительность труда.

Темпы роста экономического развития области в 2006–2016 годах значительно опережали аналогичные показатели по другим субъектам РФ. По величине среднедушевых денежных доходов населения область переместилась с 34 места в 2005 году на 20 место в 2016 году, по покупательной способности доходов населения – с 37 места на 11-е, по уровню бедности – с 24-го на 9 место.

Чтобы жить стало легче

Главной целью в Стратегии был обозначен рост уровня благосостояния населения и высокие стандарты качества жизни, её реализация предусматривала осуществление действий органов власти в нескольких направлениях, напомнил министр.

Это направление связано с созданием благоприятных условий для жизни, профессиональной и творческой самореализации жителей области. За 11 лет общий объём финансирования мероприятий по этому направлению составил более 320 миллиардов рублей, из которых более 112 миллиардов было направлено на социальную защиту граждан.

Была расширена сеть объектов здравоохранения, образования, спорта, осуществлена масштабная модернизация учреждений здравоохранения, организована система оказания высокотехнологичной медицинской помощи, ликвидирована очерёдность в дошкольных учреждениях. В последнее время ведётся масштабное строительство объектов в рамках подготовки к чемпионату мира по футболу 2018 года. При этом объём строительства жилья увеличился в 1,7 раза.

Одним из вызовов при работе над Стратегией-2020 было неудовлетворительное состояние транспортной инфраструктуры. Она одновременно является и фактором развития новых производств, и фактором, оказывающим существенное влияние на обеспечение доступности населения материальными благами и услугами. Поэтому её развитию было уделено особое внимание.

Всего за 11 лет построено и реконструировано около 195 км дорог, 18 мостов. Значительные усилия были сфокусированы на строительстве новых дорожных путей, развязок и на реализации крупных транспортно-логистических проектов. Это и развитие метрополитена, и строительство Южного обхода Нижнего Новгорода, нового Волжского моста, и модернизация международного аэропорта «Стригино».

Большие успехи малого бизнеса

Вторым стратегическим направлением стало создание эффективной, динамично растущей и сбалансированной экономики.

В результате активной политики по привлечению инвестиций и стимулированию инновационного развития за 11 лет объём привлечённых в Нижегородскую область инвестиций в основной капитал вырос в 3,4 раза и составил в 2016 году около 220 миллиарда рублей. Объём выпущенной инновационной продукции вырос в 2,6 раза, достигнув в 2016 году около 60 миллиардов.

Областное правительство оказало поддержку 88 приоритетным инвестиционным проектам с объёмом инвестиций более 435 миллиардов рублей и созданием около 35 тысяч рабочих мест.

В результате проведённой модернизации животноводческих комплексов, обновления материально-технической базы сельского хозяйства удалось обеспечить продовольственную безопасность региона по зерну, картофелю, по продукции животноводства.

Во многом благодаря Стратегии направление «малый бизнес» было выделено в отдельную приоритетную составляющую. В региональном правительстве было образовано отдельное структурное подразделение, отвечающее за развитие малого предпринимательства. Это позволило своевременно и эффективно внедрять новые механизмы регулирования данной сферы в экономику региона. Как результат – выросла доля занятых в малом бизнесе с 18,3% в 2005 году до 27% в 2016-м.

Государству нужен эффективный менеджмент

Третьим направлением в Стратегии обозначено повышение эффективности государственного управления. На достижение этой цели были направлены мероприятия по совершенствованию системы управления государственным имуществом и финансами, информатизации государственных услуг.

Итогом работы стали рост доходов консолидированного бюджета области в 2016 году по сравнению с 2005 годом в 4,1 раза, 223 миллиарда руб­лей федеральных средств, привлечённых в экономику региона, и положительная оценка подавляющего большинства нижегородцев качества предоставляемых государственных услуг.

Мы споткнулись о кризисы

Результаты работы были бы выше, не столкнись область, как и вся страна, в период реализации Стратегии с двумя кризисами.

Ни одна страна не застрахована от экономического кризиса, напомнил Игорь Норенков. Кризис является частью экономического цикла, и, соответственно, его наступление неизбежно. В результате сдвигаются и темпы экономического роста, и траектории стратегических направлений.

Так, в течение 11 лет развитие области происходило под воздействием нескольких кризисов. Но если первый, пришедшийся на 2008–2009 годы, был связан с изменением экономической ситуации в мировом масштабе и Россия являлась его частью, то кризис 2014–2015 годов был спровоцирован по большей части событиями, не связанными с экономическими циклами. Поэтому и последствия этих явлений были разными.

В 2008–2009 годах за счёт мобилизации государственных ресурсов, поддержки оте­чественного производителя, расширения международных связей, оздоровления финансово-кредитных учреждений удалось сдвинуть экономический спад с мёртвой точки. Разработка антикризисного плана правительством страны, активное участие в нём регионов, а также разработка и реализация собственного антикризисного плана Нижегородской области позволили уверенно преодолеть негативные последствия. Уже к 2014 году нам удалось войти в траекторию тех стратегических направлений, которые закладывались в 2005 году.

Так, в период с 2005  по 2014 год развитие экономики области шло темпами, опережающими рост, заложенный в Стратегии: размер среднедушевых доходов населения превышал оптимистичный сценарий развития ежегодно в среднем в 1,5 раза, динамика объёма ВРП на душу населения также в большей части соответствовала максимальному (оптимистическому) сценарию, ежегодные темпы инвестиционных вложений составили 22–37%, что превышало требуемые для реализации стратегических направлений значения 20–25%.

И ещё: значения стратегических индикаторов, запланированных на 2015 год, были достигнуты значительно раньше – по среднедушевым доходам населения – в 2011 году, по ВРП на душу населения – в 2013 году.

Кроме того, тенденции, заложенные в Стратегии, позволили предугадать направления майских указов Президента России, сейчас они выполняются в полном объёме.

Экономическая ситуация в 2014–2015 году имела другую природу как в экономическом, так и в политическом смыслах.

Нынешний кризис представляет собой ограничение конкурентоспособности России административными методами. Проведение санкционной политики, падение мировых цен на энергоносители внесли свои коррективы в способы достижения поставленных стратегических целей.

В результате сейчас мы реализуем наиболее неблагоприятный сценарий развития. Если действовать в соответствии с текущей Стратегией, к 2020 году повышается вероятность достижения целевых ориентиров на уровне пессимистического сценария. А это для такого региона, как Нижегородская область, мягко говоря, неприемлемо.

Впереди – новая стратегия-2035

Поэтому сегодня встаёт вопрос о необходимости разработки новой стратегии, адаптированной к новым условиям, внешним вызовам и требованиям времени. И ещё одним обоснованием необходимости нового документа, помимо экономических причин, является ряд организационных моментов.

В 2014 году был принят федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации», который предусматривает разработку региональных стратегий нового поколения уже к 1 января 2019 года.

Сейчас на различных стадиях разработки находится целый ряд федеральных документов стратегического планирования, отражающих приоритеты развития страны с учётом новых реалий. Уже приняты Стратегия национальной безопасности, Стратегия экономической безопасности, Стратегия научно-технического развития, отраслевые стратегии.

Утверждён план реализации Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года. В нём в качестве срока разработки проекта Стратегии пространственного развития и проектов стратегий социально-экономического развития макрорегионов указан 2018 год.

Разработав новую стратегию, говорит министр, мы сможем встроиться в процесс формирования долгосрочной федеральной политики в отношении регионов, лоббируя интересы Нижегородской области.

Для этого нужно провести всю работу в текущем году.

Сейчас завершаются конкурсные процедуры по определению победителя, претендующего на выполнение научно-исследовательской работы по теме «Разработка Стратегии социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года» (в соответствии с 44-м федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).

Теги: Экономика

333

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.