Дочь Валерия Чкалова: «Папа спал с пистолетом под подушкой»

07:49 — 26.06.2017

Дочь Валерия Чкалова: «Папа спал с пистолетом под подушкой»

Автор фото: Один из последних снимков Чкалова. Фото сделано в городе Горьком 1 ноября 1938 года. Автор снимка Нисон Капелюш

Дочь Валерия Чкалова: «Папа спал с пистолетом под подушкой»

07:49 — 26.06.2017

Известный советский лётчик Валерий Чкалов прожил короткую жизнь, но она была такой яркой и насыщенной, что её хватило бы на несколько биографий. Он был любимцем Сталина, встречался с Рузвельтом, Берия считал его своим врагом, а Марлен Дитрих просила у него автограф.

20 июня исполнилось 80 лет беспосадочному авиаперелёту экипажа Валерия Чкалова через Северный полюс. С этого полёта началась новая эпоха в истории мировой авиации.

Шеф-редактор «Деловой газеты» связался с дочерью легендарного лётчика Ольгой Чкаловой. Она рассказала, что привёз отец домой из этого полёта.

– Ольга Валерьевна, когда вы в последний раз были в Чкаловске? С каким чувством вы приезжаете в Нижегородскую область?

– Это было прошлым летом. И связь с Чкаловском я чувствую – этот город для меня особенный, хотя я и родилась в Москве. К сожалению, того дома, куда я приезжала ребёнком, уже нет. Но это не меняет моего отношения к Чкаловску. Это родина моих отца и деда.

– Вы появились на свет уже после гибели отца. Чувствуете какую-то связь с ним?

– Ну, конечно. Вы знаете в чём дело, мама сумела устроить так, что в нашей жизни (детей у отца было трое) он всегда присутствовал. В доме оставалось всё так, как было при отце. Ей удалось сохранить круг друзей отца, которые бывали в нашем доме. Они много рассказывали о нём.

– Возможно, кто-то из них вам рассказывал о знаменитом перелёте через Северный полюс…

– В основном я об этом читала. А рассказывал мне об этом перелёте многое Георгий Байдуков. Потом он написал книгу. Мама помнила детали бытового плана. Например, что отец привёз из Америки пластинки с классической музыкой. Они до сих пор хранятся у нас дома.

– В школе знали, чья вы дочь? В жизни ваша знаменитая фамилия вам помогала или, может быть, наоборот, мешала?

– В школе знали, кто мой отец, но я не помню, чтобы это играло какую-то роль. Я начала учиться после войны, в 1946 году. Тогда многие были без отцов. В школе я училась хорошо. Закончила её с серебряной медалью.

Мама была в родительском комитете. Пользуясь знакомствами, устраивала благотворительные концерты в пользу детей без родителей. Потом этот комитет покупал что кому нужно было: кому ботинки, кому одежду. На эти концерты шли хорошие артисты. Мама сделала много добрых дел: была в Москве депутатом городского совета, её вовлекли в эту общественную жизнь после гибели отца. У неё был даже день приёма в домоуправлении. Люди чувствовали её полное бескорыстие и желание помочь.

Сама я работала инженером электронной техники. Было так: ты либо сделал, либо не сделал свою работу. И никакой роли не играет, какая у тебя фамилия.

– Правда ли, что в последние годы своей жизни Валерий Чкалов спал с пистолетом под подушкой?

– Об этом говорила мама. Но с чем это было связано, ей неизвестно.

– Как и где познакомились ваши родители?

– В Ленинграде. Четверокурсники пединститута имени Герцена шефствовали над 1-й Краснознамённой эскадрильей, в которой служил отец. Студентка Ольга Орехова и лётчик Валерий Чкалов играли в одном драмкружке, вместе занимались с красноармейцами: она – русским языком, он – математикой. К тому же мама хорошо пела. И вот на встрече Нового, 1926, года она исполняла со сцены романс Чайковского. После выступления папа подошёл к ней и попросил разрешения проводить домой. Через год они расписались. А ночью тайком обвенчались – недалеко от дома, где жила семья Ореховых, была церковь.

У них была сильная любовь. Мама стала для отца опорой во многих душевных переживаниях. Мне кажется, если бы у папы была другая жена, его жизнь сложилась бы по-другому.

Двигатель прогресса

История создания самолёта, на котором Чкалов вместе с командой совершил свой знаменитый полёт.

18 июня 1937 г начался перелёт экипажа Чкалов – Байдуков – Беляков через Северный полюс в США на самолёте АНТ-25 с двигателем М-34 РД. Об этом полёте газета «Филадельфиа» написала так: «Полёт советских авиаторов из СССР в США заслуживает почётного места в истории авиации».

Шутка Сталина

Этот перелёт стал одной из вершин «карьеры» двигателя М-34, разработанного в ЦИАМ под руководством Александра Микулина. Институт принимал активное участие и в создании специальной версии этого мотора для дальних беспосадочных перелётов – М-34 РД. Буква Р значила «редукторный». Наличие достаточно простого по конструкции редуктора в виде «гитары» из двух шестерён способствовало более эффективной работе воздушного винта на малых оборотах двигателя, что благодаря снижению расхода топлива увеличивало дальность полёта почти в полтора раза (для АНТ-25 дальность возросла с 8000 до 12 500 км). Однако редукторная модификация не создавалась специально для АНТ-25. Её разработали для установки на ТБ-3, основной потребитель М-34.

Самолёт АНТ-25 представлял собой выдающуюся конструкторскую работу под руководством Андрея Туполева. Её отличали две главные особенности: крыло большой площади с высоким аэродинамическим качеством, которое позволяло осуществлять длительный полёт тяжелого самолёта (16 500 кг) на невысокой скорости (165 км/ч), и использование единственного мотора. Второе решение вызывало споры, порой очень горячие. К примеру, герой Советского Союза Сигизмунд Леваневский настаивал на использовании многомоторного самолёта. На его позицию повлиял негативный опыт первой попытки перелёта через полюс в Америку, которую он предпринял на АНТ-25 в 1935 году. Этому перелёту предшествовала шумиха, успели выпустить даже почтовую марку, ему посвящённую. Однако через 10 часов полёта, над Баренцевым морем, была обнаружена течь масла. О неисправности сообщили по радио. Специалисты посовещавшись, решили, что это штатный выброс воздушно-масляной эмульсии, однако Леваневский решил вернуться.

При обследовании самолёта на аэродроме выяснилось, что потеря масла была настолько мала, что аэродромные весы не смогли её обнаружить, однако на докладе у Сталина Леваневский заявил, что больше никогда не будет летать на туполевских машинах и что такие самолёты может делать только вредитель. «Туполев – вредитель, и я требую это застенографировать!» – повторил Леваневский. После этого Сталин предложил лётчику поехать в Америку и закупить там самолёт для перелёта. Кстати, подобную «течь» масла через пять часов после взлёта обнаружил и Валерий Чкалов, однако решил продолжить перелёт. В общем, неудивительно, что на совещании у Сталина, на котором решалось, быть ли новой попытке перелёта на АНТ-25, решающий эпизод произошёл именно при обсуждении мотора. «Так вы, товарищ Чкалов, уверены, что выбор самолёта правильный? Всё-таки один мотор», – спросил Сталин. «Мотор отличный, – ответил Чкалов. – Кроме того, один мотор – сто процентов риска, а четыре – четыреста».

Эта знаменитая шутка решила исход совещания. Но в этой шутке была большая доля истины. Всего через пару месяцев после перелёта Чкалова, в августе 1937 года, Сигизмунд Леваневский предпринял новую попытку добраться до Аляски через полюс на экспериментальном ДБ-А с четырьмя серийными моторами М-34 РН. Лётчик сообщил по радио об отказе одного из двигателей, после чего связь с самолётом оборвалась, и о шести членах его экипажа до сих пор более ничего неизвестно. Технологии отечественного двигателестроения в то время не отличались высоким качеством. На заводе № 24, где серийно выпускались М-34, в 1932–33 годах брак по литью доходил до 60%, по мехобработке – до 80%! Лишь к 1935 году брак упал до «приемлемых» 15–17%.

Человек-мотор

Учитывая всё это, для производства партии М-34 РД в 1933 году изготовили 20 комплектов деталей, из них собрали 15 моторов, из которых отобрали 10 для установки на самолёт. Все двигатели были штучными: они выполнялись в вариантах с различными степенями сжатия.

Главная трудность в создании М-34 РД заключалась в том, что продолжительность рекордного полёта была сопоставима с ресурсом двигателя. Перелёт дальностью 13 000 км занимал около 80 часов. На испытаниях в 1934 году М-34 Р проработал небывалые для отечественного мотора 500 часов! Но ресурс серийных двигателей с трудом подняли до 150–200 часов без переборки. Однако тщательная проработка и изготовление М-34 РД дал результат. В ходе испытательных перелётов по замкнутым маршрутам экипажем Михаила Громова в 1934 году была достигнута дальность 12 411 км. Мировой рекорд не был зафиксирован лишь потому, что СССР не входил в ФАИ.

Надёжность мотора решила успех дела. Чкалов лично вместе с мотористами занимался регулировкой двигателя. И М-34 РД не подвёл. 18 июня 1937 года АНТ-25 с экипажем Чкалов – Байдуков – Беляков взлетел с аэродрома в Щёлково и через 63 часа 16 минут приземлился в Ванкувере, штат Вашингтон, на границе с Канадой, преодолев 9130 км. Встречный ветер и обледенение вызвали повышенный расход топлива, и рекорд дальности установить не удалось. В баках самолёта после приземления осталось всего около 100 кг топлива из изначальных 6100. Но 12 июля 1937 года через Северный полюс в США перелетел экипаж Громов – Юмашев – Данилин на втором АНТ-25, установив официальный рекорд дальности по прямой – 10 148 км. Их самолёт приземлился в Сан-Джасинто, на границе с Мексикой. В баках оставалось топлива ещё на полторы тысячи километров.


Байдуков, Чкалов, полпред СССР Трояновский и Беляков после приёма у Президента США Рузвельта в Белом доме. 28 июня 1937 г.

Теги: Общество

840

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.