В папахе, тюбетейке и кокошнике

07:01 — 19.11.2016

В школе № 52 учатся представители почти 20 национальностей, но все они считают себя гражданами одной страны – России

В школе № 52 учатся представители почти 20 национальностей, но все они считают себя гражданами одной страны – России

Автор фото: Наталья Ермакова

В папахе, тюбетейке и кокошнике

07:01 — 19.11.2016

– Я узбечка, – с достоинством говорит четвероклассница нижегородской школы № 52 Хикаят Джумаева. – Для своей куклы я сшила такой же национальный наряд, как на мне – тюбетейку, платье и шаровары.

К международному Дню толерантности ученики самой многонациональной школы региона провели выставку кукол в национальных костюмах, сшитых своими руками.

Связанные одной нитью

Пятиклассницы Аня Аникина и Маша Шахнова смастерили наряд для русской красавицы – кокошник и сарафан. Рядом с их Алёнушкой приветливо улыбаются забавные фигурки в украинских костюмах. А нижегородская поэтесса Ольга Попова разместила на экспозиции целую коллекцию связанных крючком куколок в легко узнаваемых костюмах дагестанского танцора, сирийской девушки, азербайджанских и армянских молодых людей. Рассказывает, что перед тем как приступать к созданию очередной куклы, основательно изучает историю не только национального костюма, но и страны в целом. В её планах – собрать в единой коллекции представителей всех национальностей бывшего СССР. А потом, может быть, и всех народов мира.

– На куклу у меня уходит в среднем недели три, а с учётом подготовительных работ по изучению особенностей каждого национального костюма, бывает, и больше, – признаётся автор коллекции. – Самое сложное – сделать мелкие детали, например, чеченский кинжал.

Вышивка вместо документов

– Основное отличие национальных костюмов – в их узорах, – говорит председатель Нижегородского регионального отделения Всероссийского азербайджанского конгресса Роман Агаев. – Например, в азербайджанских часто встречается узор в форме зародыша – это символ жизни. Длинное платье и штаны (шалвары) могли быть и яркими по цвету, и тёмными – в зависимости от места проживания и возраста. Особую роль играла декоративная отделка – золотым и серебряным шнуром, шёлковым галуном, нарядным кантом, цветной или золотой тесьмой, тонким кружевом и бисером. Она превращала даже скромную одежду в настоящее произведение искусства.

Таджикскую национальную одежду отличает яркость. Она – и мужская, и женская – свободная, хорошо скрывает фигуру. Костюм таджиков отражает степень благосостояния: чем роскошнее наряд, чем больше в нём дорогих декоративных деталей, тем богаче его владелец. А вышивки таджикских тюбетеек лучше всякого документа указывали на происхождение, материальный достаток и место жительства обладателя.

О благосостоянии мужчины можно узнать и по поясу. Так, молодые небогатые парни носили пояса, скрученные из квадратных платков с вышивкой по краям, а состоятельные мужчины могли себе позволить широкие бархатные пояса, расшитые золотой нитью.

Мужской костюм дагестанцев состоял из белой рубашки, штанов из плотной тёмной ткани, суконной черкески, которая подпоясывалась узким ремнём с кинжалом, и папахи. Женщины носили широкое платье-рубаху до икр и штаны, края которых декорировались золотым шитьём или позументом. А вот головной убор в разных селениях был свой.

Пушкин вне национальности

Вторая выставка творческих работ школьников и их родителей, которой порадовали гостей в этот день, называется «Лукоморье», ведь творчество Пушкина любят все дети, независимо от национальности. Самые любимые герои пушкинских стихотворений и сказок у ребят, как выяснилось, – Русалка, королевич Елисей, Спящая красавица.

Напомним, Международный день толерантности отмечается с 1995 года. Впрочем, в России и до этой даты в мире и согласии всегда жило множество разных народов. Именно эта сплочённость многочисленных народов, в частности, помогла нам одержать победу в Великой Отечественной вой­не, а затем восстановить страну в кратчайшие сроки.

На школьный праздник пришли и представители национально-культурных объединений города – нижегородской армянской и еврейской общин, Конгресса ираноязычных народов, Национально-культурного центра народов Дагестана, общественной организации поддержки выходцев из Республики Узбекистан «Саховат». Этот день ещё раз показал единство многообразия нашей большой родины и нашего исторически многонационального региона.

Теги: Общество

758

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.