Без права на ошибку

07:01 — 19.11.2016

Дарья Львова

Без права на ошибку

Автор фото: Наталья Ермакова

Без права на ошибку

07:01 — 19.11.2016

Дарья Львова

Регион снова становится по-настоящему промышленным. По поручению президента в Нижегородской области к 2020 году будет создано около 105 тысяч высокопроизводительных рабочих мест с зарплатой выше средней. Но вот вопрос: кто станет на них работать? Ведь большинство выпускников сегодня не стремятся на производство. Как достигнуть поставленной цели?

Научите учителя физике!

Как говорят эксперты, сегодня в регионе ощущается явный дефицит рабочих кадров. Например, в лёгкой промышленности нам не хватает 43 процентов работников. В сельском хозяйстве незаполненными остались 5,5 процента вакансий, чуть меньше – в обрабатывающей промышленности. И если уже сейчас не начать менять ситуацию, через несколько лет положение только усугубится – скажется демографический провал.

– Демографическая кривая показывает, что через 10 лет дефицит трудовых кадров будет составлять 30 процентов по отношению к сегодняшнему дню, – констатирует начальник сектора программ высшего и среднего профессионального образования, подготовки научно-педагогических кадров минобразования региона Игорь Захаров. – Поэтому в условиях нехватки трудовых ресурсов особенно важно правильно распределить потоки абитуриентов на нужные направления. Ведь если бы рынок труда был достаточно большим, то отсутствие востребованной профессии у человека было бы только его личной проблемой. Но при дефиците трудовых ресурсов неправильный профессиональный выбор отразится на всей экономике области.

Итак, специалисты считают: необходимо ориентировать детей на технологические специальности. И тут встаёт другой вопрос: каким образом это можно сделать? Ведь обычная профориентационная работа уже не даёт нужных плодов.

– Мы выходим в школы, рассказываем о предприятиях, о том, какие специальности и квалификации востребованы, какие зарплаты, – говорит проректор Нижегородского университета имени Лобачевского по социальным вопросам и взаимодействию с работодателями Татьяна Беспалова. – Рассказываем ребятам, на какие направления надо поступать, какие экзамены сдавать, чтобы потом устроиться работать на современные предприятия. Но чтобы поступить в вуз на технические специальности, надо перешагнуть определённый порог баллов на ЕГЭ. А физику у нас вообще выбирают для сдачи госэкзаменов немногие…

– Учителей физики надо готовить особенно тщательно, и лучше, если это будет делать профессура, – убеждена Беспалова. – Хорошая подготовка абитуриента начинается с учителя.

В архитекторы – с четырёх лет

– Мы не имеем права на ошибку, – считает проректор по учебной работе Нижегородской архитектурно-строительной академии Дмитрий Щёголев. – Нельзя готовить специалистов, большинство из которых никто не возьмёт на работу по полученной профессии. Работодатели выбирают лучших из лучших, а куда идти остальным? Поэтому мы привлекаем работодателей к формированию структуры учебного процесса. Сейчас очень востребованы строительная и дорожная сферы, и у нас большое количество образовательных программ, в зависимости от того, для каких предприятий готовим студентов.

Кстати, строительная академия, по словам эксперта, единственный строительный вуз в России, в программе которого есть рабочие профессии. Ведь для работы на станке с числовым программным управлением должна быть особая подготовка. Да и на современную дорожную технику с системой спутниковой связи человека с улицы не посадишь.

Профориентация должна сильно «помолодеть» – в этом все эксперты единодушны. Например, Дмитрий Щёголев убеждён, что надо этим заниматься не с восьмого-девятого классов, а с четвёртого. Поэтому организуют исследовательские проекты для школьников с участием предприятий. Ребята ходят на экскурсии по производствам, проходят стажировки. А в детскую архитектурно-художественную студию при вузе приходят даже дошколята, которые постигают азы композиции.

Конкурс в техникум

И конечно, большая ответственность в подготовке высокопрофессиональных кадров лежит на учреждениях среднего профессионального образования. Их престиж заметно вырос.

Как говорит директор Нижегородского индустриального колледжа, член-корреспондент Академии развития образования Российской Федерации Сергей Варакса, задача техникумов и колледжей – помочь раскрыться тем ребятам, которые не смогли сделать это в школе.

– Самые активные наши выпускники потом получают по два-три высших образования, – рассказывает он. – Кстати, у нас в регионе самая образцовая в стране система взаимодействия «школа – техникум – вуз» – об этом было сказано на недавнем совете Приволжского федерального округа по среднему профессиональному образованию. О том, что рабочие специальности стали востребованы, говорит тот факт, что последние два у года у нас в техникуме держится конкурс два человека на место.

Отметим, что только у нас в регионе есть 23 ресурсных центра, где можно получить любую высококвалифицированную рабочую специальность. Ежегодно они выпускают около 800 специалистов по самым востребованным профессиям. Так что, уверен начальник отдела оборонно-промышленного комплекса министерства промышленности, торговли и предпринимательства области Николай Старченко, вполне возможно, что показатель, установленный президентом страны, будет достигнут даже раньше, чем в 2020 году.

Теги: Общество

613

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.