Сектор госмасштаба

07:01 — 02.08.2016

Сектор госмасштаба

Автор фото: Юрий Правдин

Сектор госмасштаба

07:01 — 02.08.2016

Чуть более полугода прошло с того момента, как Игорь Норенков возглавил министерство экономики и конкурентной политики региона. Но, по сути дела, это уже отнюдь не то ведомство, что было ранее, – и по поставленным перед ним задачам, и по названию.

Министр «от сохи»

– Игорь Николаевич, в первую очередь нам бы очень хотелось нового министра представить нашим читателям. Например, каких экономических взглядов вы придерживаетесь?

– На самом-то деле я министр «от сохи» – то есть не из научного сообщества. Наверное, я не всегда могу оперировать теми или иными экономическими теориями. Свою чиновничью деятельность начал с министерства предпринимательства – с реального сектора экономики. В общем-то я сейчас тем же самым занимаюсь, только в государственном масштабе.

В рамках работы над стратегией и прогнозом развития Нижегородской области на ближайшую перспективу мы работаем не только с муниципальными образованиями, но и с конкретными предприятиями. Пытаемся вникнуть в их планы развития, интересуемся, какую продукцию они планируют выпускать. Так что моя экономическая теория – это работа. Если хочешь что-то изменить в лучшую сторону, нельзя просто теоретизировать – нужно работать. Вникать во все проблемы и каждый день пытаться достичь какого-то, хоть маленького, результата.

Инновационный «якорь»

– В чём, на ваш взгляд, особенный путь экономического развития нашего региона? И как вы используете его в своей работе?

– У нас нет ни нефти, ни газа. Львиную долю даёт обрабатывающая отрасль. Чтобы она не испытывала проблем с кадрами, в последние годы в регионе активно открываются ресурсные центры.

К тому же Нижегородская область имеет достаточно большое количество предприятий оборонно-промышленного комплекса. Очень неплохое наследство, которое досталось нам с советских времён. И это ещё одно конкурентное преимущество региона.

Да и на уровне выпуска инновационной продукции мы неплохо выглядим на фоне других российских регионов. Сейчас это направление у нас – якорное, и его надо развивать. Нижегородская область одной из первых начала строить бизнес-инкубаторы. И надо сказать, что они работают очень продуктивно.

Другая тема – венчурное финансирование. Основы закладывались примерно около 10 лет назад, и сейчас этот инструмент также эффективно функционирует. Мы – одни из лучших в стране в данном аспекте. Во всяком случае, по венчурному фонду срывов в финансировании проектов не было. Вот наши «фишки», наши конкурентные преимущества.

Конкуренция на уровне

– Что нового появилось в деятельности министерства с вашим приходом, как изменились планы стратегического планирования?

– Если говорить о структурных изменениях, то этот процесс был инициирован губернатором. Связан он с оптимизацией управления в целом. Министерство экономики – не первое и не последнее подразделение правительства, которое было модернизировано. Я считаю, был выбран самый оптимальный вариант структурной реорганизации.

В обновлённое министерство, по сути, влился департамент по регулированию контрактной системы в сфере закупок, который я возглавлял с 2013 года до начала нынешнего. Эта структура зарекомендовала себя с самой лучшей стороны, там работали истинные профессионалы. Именно она дала толчок к централизации процесса закупок в регионе.

Теперь нормативное обеспечение контрактной системы осталось за министерством экономики, а организация закупочного процесса полностью ушла в государственные учреждения. При этом те функции, которые минэкономики исполняло до этого, оно так и продолжает исполнять.

Что касается планирования… Все задачи остались прежними, стратегию мы не корректировали. У нас оцифрованы все государственные программы, которые работают в регионе. Количество гос­программ при этом увеличилось. Сейчас очень важно как можно плотнее соединить процессы программного планирования расходов всех органов исполнительной власти с процессом организации закупочной деятельности.

Кстати, с 2014 года Нижегородская область принимала участие в пилотном проекте Агентства стратегических инициатив, связанном с развитием конкуренции на региональном уровне. Федеральная антимонопольная служба высоко оценила нашу работу в этом направлении: по итогам прошлого года Нижегородская область заняла второе место в стране, пропустив вперёд только Воронежскую область.

Проект нуждается в цене

– Очень актуальна в условиях кризисных явлений в экономике проб­лема экономии бюджетных средств. Как в этом направлении работаете? Каковы механизмы, инструменты этой работы?

– Главное – определение цены заявленного проекта. Министерство непосредственно участвует в данном процессе. По федеральному законодательству изначальную цену закупки формирует заказчик. Но по нашему, региональному, а оно у нас в некотором смысле уникальное, минэкономки непосредственно участвует в анализе действий при формировании начальной цены – мы выдаём заказчику предельно рекомендуемую стоимость.

Вместе с ним, а когда это необходимо, то и в помощь ему, мы проводим работу по мониторингу рынка за тем, чтобы определение начальной цены имело открытый и объективный характер.

А ещё нам порой приходится вмешиваться в расчёт на этапе планирования программ. Тут, возможно, нет жёсткого подхода, но мы с помощью анализа, проведённого министерством, хотим помочь оптимизировать будущие расходы.

Кроме того, задача министерства следить за ходом работ на практически всех объектах строительства, реконструкции и капитального ремонта. Например, порой мы даём рекомендации заказчикам поправить индексы изменения сметной стоимости.

Мэров – на обучение

– Ещё одна вотчина минэкономики – развитие территорий, и моногородов в частности…

– В области есть программа развития производительных сил по всем территориям. В том числе существует и индивидуальный подход к моногородам. Мы разработали собственную программу по этим территориям. В ней, в частности, речь идёт о приоритетном праве участвовать в различных программах господдержки из средств регионального бюджета. А вот из федерального бюджета у нас поддержку получило только Павлово – на развитие инфраструктурного проекта. Они его, кстати, успешно реализовали.

Мы постоянно мониторим ситуацию по моногородам. Она остаётся в нормальном русле. Например, стал ниже, чем в целом по стране, процент безработных. Только у Заволжья самую малость – на одну сотую процента – показатель превышает среднероссийский.

Фонд развития моногородов предложил ещё один вид поддержки – обучение. У нас уже сформированы соответствующие команды. В их состав входят мэр города, представитель правительства Нижегородской области в ранге не ниже министра или его заместителя, представитель крупного инвестора, осуществляющего свой проект на территории района. Всего человек 5–6. Заниматься они будут в Сколково.

Результат обучения – не сдача экзамена, а защита конкретного проекта, который на данной монотерритории может претендовать на поддержку.

Теги: Экономика

843

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.