Обман: трое на трое

08:53 — 25.06.2015

Дон Альфонсо – Виктор Ряузов – настоящее обаяние зла!

Дон Альфонсо – Виктор Ряузов – настоящее обаяние зла!

Автор фото: Фото предоставлено театром.

Обман: трое на трое

08:53 — 25.06.2015

Может ли опера быть смешной? Может! Это доказал Нижегородский театр оперы и балета, под занавес театрального сезона познакомивший своих поклонников с самым веселым творением Моцарта «Так поступают все женщины». Правда, здесь решили, что обман присущ мужчинам не меньше, чем женщинам, и поэтому назвали спектакль просто — «Так поступают все».

Женщины, и не только

И действительно, обманывают тут все. Эта опера — финальная часть трилогии, первые две из которых знакомы театралам куда лучше. Это «Свадьба Фигаро» и «Дон Жуан». Её Моцарт написал по заказу императора Иосифа II, которому принадлежала идея сюжета — история проверки верности двух невест, которая произошла в действительности и изрядно повеселила венское общество. Это настоящая опера-буфф. Две пары влюблённых, циник-искуситель и ловкая служанка предстают перед зрителем в вихре обманов, предательств и переодеваний. В опере много литературных и музыкальных цитат, в том числе взятых Моцартом у самого себя. Он и создатель либретто — аббат Да Понте пародирует в ней стереотипы опер XVIII века. В результате вещь соединила в себе всё — от серьёзной академической оперы до фарса, перемешав трагическое и комическое.

Двуликий Янус

Сюжет прост: скептик и циник дон Альфонсо убеждает молодых офицеров Феррандо и Гульельмо, обручившихся с сестрами Фьордилиджи и Дорабеллой, что их избранницы легкомысленны и забудут их, расставшись даже ненадолго. Возмущённые молодые люди соглашаются на спор, делают вид, что уехали на войну, а сами под видом албанских дворян приходят к сёстрам в дом и стараются их соблазнить, причём каждый — невесту другого. В этом им активно помогает сам Альфонсо и весёлая хитрая и изворотливая служанка Деспина. Альфонсо (Виктор Ряузов) великолепен в своей двуликости — настоящий демон-искуситель. Художник-постановщик Игорь Дадиани решил его образ очень необычно. Левая сторона героя — кудрявый смуглый повеса во фраке с усами и эспаньолкой. Правая — гладко зачесанный бледный священник в сутане. Эта двойственность хорошо удаётся актёру, проскальзывая не только в музыкальном исполнении, но и в каждом его движении.

Возможность пошалить

Спектакль дал возможность актёрам показать себя не только в оперном ключе, но и в драматическом. И даже внести большую долю юмора на академически строгую сцену. Уморителен эпизод, в котором Фьордилиджи (Елена Мосолова) поёт о своей преданности, а в это время за её спиной на скамеечке Дорабелла (Екатерина Платонова) потихоньку придвигается всё ближе к очаровывающему её Гульельмо (Владимир Боровиков). Комический апофеоз этой сцены — когда в самый драматический момент арии парочка на скамейке увлечённо любуется перстнями на руке «албанца», забыв обо всём на свете. Очень яркий дуэт получился у Альфонсо и Деспины (Надежда Маслова), взаимоотношения этой пары чуть не затмевают основной сюжет, столько в них шарма, шаловливости и чувства. А поменявшие обличье женихи — Гульельмо и Феррандо (Алексей Чистяков) в богатых восточных бурнусах смотрятся куда эффектнее, чем при первом появлении на сцене. Скрывшись за тёмными очками и пышными одеждами, они совершенно меняются и из вальяжных военных превращаются в чувственных соблазнителей. Тут поверишь, что невесты их не узнали! Неудивительно, что сёстры ими увлеклись. Ведь стремясь доказать самим себе, что ничто не сможет поколебать верность невест, в их соблазнение теперь они вкладывают куда больше сил, чем когда завоёвывали их в настоящем облике.

В каждом есть и добро, и зло, но самое интересное начинается тогда, когда зло полностью уравновешивается добром.

Море и замки

Сценическое пространство спектакля решено очень эффектно. Новое проекционное оборудование позволило показать и роскошные дворцовые интерьеры XVIII века, и тенистый атриум, сменяющийся берегом моря, несущего свои волны прямо к ногам героинь. В самые драматические моменты арий на сцене то разгорается огонь, то медленно раскрывает свои лепестки розовый бутон, то мерцают огни свеч. Страсти кипят, интрига закручивается, герои борются с соблазнами и мечутся между долгом и любовью под великолепную музыку самого удивительного композитора мира.

2336

Комментирование данного материала запрещено администрацией.