Под стук колёс

08:36 — 18.06.2015

Комедия, мелодрама, трагедия – всё слилось воедино в этом спектакле

Комедия, мелодрама, трагедия – всё слилось воедино в этом спектакле

Автор фото: Фото предоставлено театром

Под стук колёс

08:36 — 18.06.2015

Спектакль «Прощальные гастроли», поставленный режиссёром Ольгой Румянцевой по пьесе популярного советского драматурга Юлиу Элдиса, завершил череду театральных премьер в театре «Комедiя». История про четырех провинциальных актрис, едущих на гастроли в Москву, очень живая, домашняя и находит отклик у большинства зрителей.

Закрытый мирок

То, что спектакль идёт на малой сцене, позволяет зрителям почувствовать себя невидимым наблюдателем нешуточных страстей, происходящих в купейном вагоне. Художник-постановщик Ольга Лагеда минимумом декораций создала совершенно реалистичную обстановку. Здесь есть всё: раздвижные двери, полки на цепях, столик, окно и даже самое заветное место в вагоне – дверка за последним купе. Создаётся иллюзия, что ты и правда в поезде, а новые пассажирки занимают свои места.

Четыре судьбы, четыре любви, связанные одним мужчиной, который на сцене не появляется, но его образ великолепно складывается из тех слов, что говорят про него актрисы.

Хитрость пьесы в том, что, когда провинциальные актрисы играют провинциальных актрис, во многом это они сами. Им не приходится что-то выдумывать: это их мир, до боли знакомый и понятный. Поэтому героини сыграны без малейшей доли фальши, и от этого производят глубочайшее впечатление. Давно подмечено, что в поезде незнакомые люди делятся подробностями своей жизни, зная, что вряд ли ещё встретятся. А те, кто знаком давно и, тем более, работают в одном коллективе, либо ностальгируют, либо выясняют отношения. А уж если вместе в замкнутом пространстве собираются четыре женщины – актрисы, которые вдобавок в разное время были жёнами или возлюбленными главного режиссёра, страсти не просто кипят – бьют ключом. Актрисы, которых он любил, играли в его театре главных героинь, а те в разные десятилетия очень непохожие, поэтому и возлюбленные совершенно отличные по внешности, характеру, привычкам и темпераменту.

Лица

Старшая из них – Гаранина (Ольга Удалова) любила режиссёра всю жизнь, ездила за ним из города в город, помогала во всём, но так и не согласилась стать его официальной женой. Скупая на жесты и слова, она производит очень сильное впечатление. Совершенно другая, воинственная и боевая, Рудакова (Светлана Бердникова). Её режиссёр взял из самодеятельности, и она играла передовиков производства. Уморительные сценки советского прошлого про перевозку бетона, крановщиц и подъёмные краны сыграны лихо и задорно. А удивительная улыбка актрисы с чудесными ямочками на щеках и её огромные ясные глаза придают неповторимое обаяние не только её героине, но и всей советской эпохе. Вот он, эффект малой сцены – где ещё можно увидеть такой взгляд? Но если её героиня окончательно освободилась от иллюзий, то романтическая Щипалина (Ольга Бубнова), словно живущая в своём прошлом, вновь и вновь мысленно возвращается в дни студенческой восторженности и влюбленности. Трогательная и беззащитная, она далека от реальности и живёт в выдуманном мире надежд, иллюзий и любимых кошек. Удивительная женская дружба-ненависть двух бывших жён трогает до слёз, когда Рудакова злится и в то же время постоянно опекает Щипалину. Донцова (Светлана Тюльпанова) – последняя жена худрука, «Мадам». За нахальством её героиня скрывает глубокие чувства. Веришь, что она и правда любит мужа, который на несколько десятков лет её старше, и ревнует супруга к его первой любви.

Смешно и грустно

В спектакле нет особого сюжета, это монологи и диалоги героинь, в которых раскрываются тайны прошлого и настоящего. Любовь, ревность, надежда, отчаяние – весь спектр человеческих взаимоотношений, в чём-то наивных, а в чём-то глубоких. Особую нотку юмора придаёт спектаклю эксцентричный меломан-проводник (Александр Калугин). Небольшая, но эффектная и запоминающаяся роль. В пьесе Элдиса это проводница, но режиссёр решила противопоставить героя героиням. Этот ход позволил разделить реальный мир и мир театра и дать новые оттенки оценке происходящего с мужской точки зрения.

Теги: Театр, Культура

2393

Комментирование данного материала запрещено администрацией.