Объять весь мир

08:36 — 18.06.2015

Объять весь мир

Автор фото: Фото из архива Александра Ивасенко

Объять весь мир

08:36 — 18.06.2015

Несколько лет назад «Нижегородская правда» поразила посетителей московской выставки Глобусом Нижегородской области. А нижегородский фотограф Александр Ивасенко получил в социальных сетях множество восторженных отзывов после того, как разместил там свою работу, сразу получившую название «Глобус Нижнего Новгорода».

От бабочек до звёзд

Его стиль не узнать нельзя. Точно не скажешь, чем именно отличаются фотографии, сделанные Александром, но при взгляде на них сразу понимаешь: это фото Ивасенко. И неважно, открытка это, иллюстрация в книге, буклете или просто фото в ленте из социальных сетей. «Глобус» завораживает. Хочется увидеть наяву такой удивительный светлый мир, настоящий и фантастический одновременно. Только человек, по-настоящему увлечённый красотой вокруг, может сделать такой снимок – чудеса окружающего мира интересовали Александра с детства.

– Я увлекался энтомологией. Жуки, бабочки, микроскоп… Но в то же время очень нравились астрономия, техника. Делал маленькие пушки, которые стреляли огнём – даже брови себе опалил! – смеётся Александр.

– А почему же учиться пошли в архитектурно-строительный университет, а не на биофак, к примеру?

– Увлечение – это одно, профессия – другое. А в строительный я пошёл потому, что ухаживал за девушкой-архитектором. Тогда я занимался рисованием, резьбой по дереву на профессиональном уровне. Этим зарабатывал себе на жизнь. А она сказала: «Что ты кустарничаешь? Иди в строительный!» Так я стал архитектором.

На волю из гламурного рабства

– Как же архитектор превратился в фотографа?

– Когда начинаешь чем-то зарабатывать в студенчестве, обычно это становится профессией. Кто подрабатывал оформлением интерьеров, стали дизайнерами интерьеров, кто проектировал здания, у тех сегодня архитектурные мастерские. А я с 1998 года увлёкся фотографией, купил хороший фотоаппарат и понял, что мне неинтересно рисовать чертежи. И так что, получив диплом бакалавра, стал работать фотографом.

– Просто свободным фотографом…

– Нет, сначала фотографом в рабстве, – улыбается Александр. – Работал в штате двух журналов. Один занимался недвижимостью, другой – гламуром. А в 2005-м, когда наступил кризис, ушёл в свободное плавание. Это разрыв шаблона, когда человек учится на архитектора, а становится фотографом. Моя жена окончила журфак, у неё было много друзей журналистов и фотографов, и она убедила меня, что фотографы – совершенно нормальные люди!

– А где у нас можно научиться фотоделу?

– У нас мало где учат фотографии. Мне как-то позвонили с одного завода, где работал профессиональный фотограф, и пообещали три его зарплаты за то, чтобы я «снял не как он, а по-хорошему». Так что к профессиональному местному образованию фотографов я отношусь очень скептически. У меня же есть высшее художественное образование, мы изучали и композицию, а законы двухмерной композиции для всех общие. И понимание того, как сделать красиво, из архитектуры осталось.

– Что ещё оттуда?

– Интерес к съёмке города. Я всю свою фотографическую жизнь этим занимаюсь. Выпущено много альбомов с моим участием. Специализируюсь на открыточной фотографии – городской, туристической, профессиональной архитектурной съёмке, съёмке интерьеров, микрорайонов. А когда появились беспилотники, на которые можно цеплять камеру и снимать с необычных точек, то я загорелся этой идеей, она расширила возможности.

Фотоаппарат, летающий как птица

– С чего всё началось?

– Есть руферы, которые бродят по крышам в поисках неожиданных ракурсов, но это дело хлопотное и отнимает много времени. Обычно этим занимаются студенты. Идеальным для меня вариантом стал геликоптер, на котором летает фотоаппарат. Делал я беспилотник сам – это такой конструктор: отдельно скелет, отдельно бортовой компьютер, навигатор, система видеосвязи, система управления фотоаппаратом.

– И как им управлять, чтобы получить резкий кадр?

– Конечно, трясучка есть. Чем выше, тем ветренее, и, когда ветер достигает критических значений, уже не важно, какой подвес, начинаются вибрации. Делаю много дублей, что-то получается резко. Первым объектом был стадион «Водник» – я фотографировал осеннюю грязь.

Взгляд памятника и глобусы

– Как возникла идея фотосессии портретов памятников?

– Московский друг-фотограф снимал портреты памятников в Москве, я решил снять наши.

– Кто больше впечатлил?

– Интересен Чкалов. Снизу незаметно, что его взгляд устремлен вверх. А по качеству проработки впечатлил Горький. Это настоящий психологический портрет, в нём есть то, чего не хватает современным памятникам.

– В комментариях про памятник Минину вы пишете, что он оказался слишком суров…

– Когда я его снимал, был порывистый ветер, и коптер разбился о него. Компас сломался, а без него никаких полётов, – вздыхает Александр.

– А как появился «глобус» Нижнего?

– Я делал такие фото на земле, со специального штатива, но с высоты удалось сделать серию впервые в марте. Это 24 кадра из трёх рядов панорамных снимков. Потом картинка собирается в той же программе, где делаются сферические панорамы Земли.

Зодчие и бессистемность

– Какая из ваших работ вам больше всего нравится?

– Я сделал альбом по высотным фотографиям и напечатал его в единственном экземпляре. Формат 30х30, а развороты – 30х60. Когда его получил, раскрыл, сам себе сказал: о, это круто!

Я – специалист по неодушевлённым предметам. Это архитектура и репортаж. Вчера я фотографировал пепельницу и фасады, завтра – микрорайон, а на днях нужно отснять пару посёлков с воздуха.

– Что бы вы ответили, если б вам заказали «глобус» родной деревни?

– Это в производстве дорого и до деревни доехать надо. Услышав цену, такие желающие сами отказываются, даже администрации регионов. Они летают на вертолёте и видят всё сами с высоты. Кризис. Хотя для сайтов городов области и туристических стендов фото заказывали.

– В каком районе вам снимать особенно интересно?

– В основном я брожу по Нижнему и снимаю город. Ехать в районы с ночлегом без заказа и снимать «в стол» нет смысла. Мне интересны монастырские сооружения, с точки зрения места, ансамблевости и красоты. Зодчие строили их на самых живописных местах. Арзамас прекрасен своей Соборной площадью, Дивеево – тоже, а в Сарове из-за секретности не поснимаешь, хотя монастырь очень красив.

– А в Нижнем?

– «Золотой треугольник»: Стрелка, кремль, набережная Федоровского. 90 процентов фотографий города снято именно оттуда. Исторический центр города, это вам не Сормово и «Золотая миля», изуродованная рекламой. Современная архитектура интереса не представляет, потому что системного подхода в застройке города нет. Сожгли 20 домов, воткнули туда новостройки комплекс. Потом ещё 20 домов сожгли… Про ансамблевость никто не думает. Гонятся за метражом на своих клочках. Это не архитектура.

Теги: Искусство

2425

Комментирование данного материала запрещено администрацией.