Танец на передовой

08:52 — 07.05.2015

Лауреат самых престижных премий, заслуженный артист РСФСР и заслуженный деятель искусств Белорусской ССР Отар Михайлович Дадишкилиани поставил около 40 балетов и опер по всей стране и уже больше 40 лет работает в нашем театре

Лауреат самых престижных премий, заслуженный артист РСФСР и заслуженный деятель искусств Белорусской ССР Отар Михайлович Дадишкилиани поставил около 40 балетов и опер по всей стране и уже больше 40 лет работает в нашем театре

Танец на передовой

08:52 — 07.05.2015

Потомок древнего грузинского княжеского рода, балетмейстер Нижегородского оперного театра Отар Михайлович Дадишкилиани в предпраздничные дни совершенно неуловим. Премьера, встречи ветеранов, звонки от родственников фронтовых друзей из городов со всей России — вот она, сегодняшняя жизнь ветерана, прошедшего с 44-й армией по всей украинской земле.

Библиотека за лезгинку

Сын грузина-свана и донской казачки, он родился в 1923 году в Новочеркасске. С детства любил танцевать — брал пример с отца, который не только пел и танцевал, но и великолепно владел искусством джигитовки. Соревнования джигитов и начали карьеру будущего балетмейстера.

— Когда семья переехала в Ставрополь, выступая на соревнованиях джигитов, в семь лет я танцевал кавказские танцы, — рассказывает Отар Михайлович. — Получил целую детскую библиотеку в награду за выступление!

— Где же застало вас начало вой­ны?

— В Ставрополе, я тогда учился в восьмом классе. Отец в середине июля ушел на войну, в знаменитый кавалерийский корпус Льва Доватора. Это было зрелище! По улицам Ставрополя шёл кавалерийский эскадрон: военные в бурках, папахах, с саблями — невероятно красиво!

В качестве награды

— Как вы попали на фронт?

— Мы понимали, что надо защищать Родину. Я прибавил себе два года в документах и в феврале 1943 года попал в действующую армию. Когда руководство узнало, что хорошо танцую, меня отобрали во фронтовую бригаду полит­управления армии. Нас было 10 человек, мы принимали участие почти во всех боях, а между ними давали на передовой концерты для действующей армии. Когда та или иная часть отличалась в бою, нас отправляли к ним в качестве награды. Два фронтовых грузовика подгоняли друг к другу, отбрасывали борта — получалась сцена. Выступали и просто в окопах. На днях я с удовольствием пересмотрел гениальный грузинский фильм «Отец солдата» Резо Чхеидзе. Скрипач играет на скрипке в окопе. Так оно и было на самом деле.

«Катюша» с обеих сторон

— Как проходили эти концерты, что просили исполнить?

— Пели патриотические песни, читали стихи, например, «Жди меня» Константина Симонова. А любимая песня, конечно же, «Катюша». Она прошла весь фронт. У нас были машины с агитационными громкоговорителями. Транслировали немецкие песни, переводчик из пленных солдат обращался к своим соотечественникам, говорил, что война проиграна, что «Гитлер капут», и потом включали «Катюшу». А они в своих громкоговорителях, направленных на наши окопы, в ответ тоже включали «Катюшу» с призывом… вступить в их армию. Заканчивались такие концерты почти всегда одинаково: появлялся «Фокке Вульф» — двухфюзеляжный самолёт, который засекал наши позиции и корректировал по ним огонь. Танкисты, пехота, мотопехота, перед которыми мы выступали, увидев самолёт, прекращали концерт, все рассредотачивались, и почти сразу был артиллерийский залп, накрывавший наши позиции.

Сиваш — страшное дело: Гнилое море его называют. Концентрация соли там очень большая. Обмундирование при его форсировании моментально превращалось в клочья, выходили полураздетые.

— А кто автор такого великолепного портрета? — киваю в сторону чудесного рисунка с изображением собеседника.

— Мы почти всегда находились на передовой, но изредка нас отправляли во второй эшелон. Были в грязи и… проходили дезинфекцию, немного отдыхали. Как-то во время такого отдыха, весной 1943-го, ко мне подошёл художник и предложил нарисовать. Карандашный набросок, он сделал его так быстро и так похоже! Жаль, я не узнал его имени — художник работал в армейской газете при политотделе.

Кровавая река молочная

— К какой армии относилась ваша бригада? Какие города освобождали?

– 44-я армия, в которой мы были, подчинялась 4-му Украинскому фронту. Вся Украина была освобождена нашей армией. Я поражён тем, что сейчас там происходит. Говорят, что Украину освобождали только украинцы — 1, 2, 3 и 4-й Украинские фронты. Но это же просто название направлений! Наш фронт прошёл всю Украину. Ворошиловград, Запорожье… Мы застали знаменитую взорванную плотину, которую строили русские. Вынуждены были штурмовать Мелитополь, и то, что там происходило, — это ад. Река Молочная стала кровавой рекой — красной от крови в прямом смысле этого слова. Был издан приказ: всех, кто в 24 часа не покинет город, расстрелять. Целые семьи прятались в колодцы, а немцы узнавали об этом и бросали туда связки гранат. Очень много людей погибло. Были мы и там, где воевали и погибли молодогвардейцы, которых живыми бросили в шахты. Трасса Ворошиловград — Ростов недалеко от Краснодона. Наверное, если бы не Александр Фадеев и его роман «Молодая гвардия», об их подвиге и не узнали бы: столько вокруг было смертей.

Здравствуйте, товарищ Сталин!

— Кого из полководцев вы видели?

— Маршала Семёна Тимошенко — наркома и представителя главного командования. Говорили, что Сталин приезжал к нам на Матвеев курган (в районе Ростовской области) на передовую, хотя, скорее всего, это легенда. Мы верили в него полностью, в атаку шли с его именем. Я был октябрёнком, потом пионером, потом комсомольцем, потом членом партии. Это была наша жизнь. Я и сейчас убеждён, что Сталин — выдающийся человек и полководец. Увидел я его уже после войны, когда учился в ГИТИСе — в Государственном институте театрального искусства — в Москве. Наша колонна проходила по Красной площади, мы подходили к трибуне Мавзолея, останавливались и кричали: «Ура!», «Здравствуйте, товарищ Сталин!»

«Болотная» армия

— Где встретили День Победы?

— Нашу армию, сначала 44-ю, а потом 51-ю, называли «болотной». Нас бросали на рубежи, связанные с водой. Это Запорожье, река Молочная, Крым, Перекоп, Сиваш. А в Белоруссии Пинские болота: лето, море комарья – там я подхватил такую малярию, что меня трясло. И когда мы вышли в район Кёнигсберга, попал в лазарет. Генерал Яков Крейзер — красавец, высокий, смуглый, удивительно смелый — дал мне две недели отпуска. Я приехал в Ставрополь, там и встретил День Победы. У меня был «Вальтер», трофейный, я его весь разрядил, салютуя Победе. И его у меня забрал патруль: нарезное оружие в мирное время нельзя иметь, хотя его подарил мне командующий корпусом. Просто подарил пистолет, не наградной. Так кончилась война. После отпуска явился в комендатуру и меня направили в кавалерийский полк, где я и дослуживал.

— Как военная тема повлияла на ваше творчество?

— После окончания ГИТИСа я поставил в Горьком балет «Тимур и его команда», в Белоруссии родился «Спартак». Тогда мы познакомились и много лет дружили с Арамом Хачатуряном. Там же поставил балет по Василю Быкову «Альпийская баллада» — он стал легендарным спектаклем в Белоруссии. И десять лет назад — «Севастопольский вальс» в Нижнем Новгороде

— Что готовите для зрителей сейчас?

— На днях начали работать с художником Евгением Спекторовым над балетом «Спартак», который выйдет в 2016 году. А ведь первый раз я его поставил раньше, чем Григорович!

Теги: Культура, 70 лет Победы

1901

Комментирование данного материала запрещено администрацией.