Объединяя народы

08:00 — 18.12.2014

Картина Святослава Рериха «Вечная жизнь» – его философское осмысление любви и вечности

Картина Святослава Рериха «Вечная жизнь» – его философское осмысление любви и вечности

Автор фото: Ольга Севрюгина

Объединяя народы

08:00 — 18.12.2014

Многие нижегородцы помнят, как в 1980 году по несколько часов стояли в очереди, чтобы попасть на выставку работ этих величайших художников. И вот – новая встреча с их творчеством. Правда, на этот раз в экспозицию вошла лишь часть лучшей в мире коллекции картин Николая и Святослава Рерихов – уникального собрания из фонда Государственного музея Востока.

Под взглядом Рериха

Выставка, расположившаяся в художественном музее в кремле, посвящена двойному юбилею: 140-летию со дня рождения Николая Рериха и 110-летию со дня рождения Святослава Рериха. В нее во­шли 55 картин. Названная «Объединяя народы», она призвана действительно объединить людей своим перемещением во времени и пространстве: осенью 2013 года экспозиция была в Ашхабаде, а в Нижний приехала из Грозного.

Гостей встречает великолепный портрет «Николай Рерих. Профессор», написанный сыном Святославом в 1942 году. По мнению искусствоведов, лучший из его портретов.

– Он раскрывает весь творческий путь Рериха – мыслителя, творца, путешественника, художника, которого любили космонавты, говорившие, что Земля из космоса выглядит так, как на картинах Рериха, – напомнила друг их семьи, заместитель генерального директора музея Востока Татьяна Метакса. – Всей своей жизнью Рерихи показывали, что нужно думать обо всем светло. Чем больше света в головах, тем быстрее развеется мрак. И сегодня, когда Россия подвергается нападкам, эти слова о свете, доброте и правдивости важны как никогда, – уверена она.

От гор до матери Чингисхана

Разумеется, большая часть полотен на выставке – это знаменитые Гималайские горы, удивительные оттенки которых так точно мог передать только Николай Рерих. Не осталась без внимания и тема русского средневекового зодчества – древние стены городов и церквей. Своеобразие работ Рериха в том, что здания на картинах изображены не целиком – перед зрителем лишь их фрагменты, позволяющие оценить величие, силу и мощь русской архитектуры. К сожалению, этюды, написанные им в Нижегородском кремле, в экспозицию не вошли.

Особое внимание посетители уделяют портретам. Студенты, пришедшие на открытие выставки, эмоционально обсуждали картины и делали в блокнотах зарисовки с портретов индийских девушек, изображенных Святославом Рерихом. А Татьяна Метакса выделила свою любимую картину на выставке – «Мать Чингисхана» Николая Рериха. По ее словам, это небольшое полотно когда-то произвело на нее такое впечатление, что она перечитала множество исторической и художественной литературы, посвященной покорителю мира.

Оценят потомки

Заместитель генерального директора художественного музея, искусствовед Ирина Кузнецова (именно она создавала экспозицию грандиозной выставки Рерихов в здании музея на набережной в 1980 году, когда были представлены 280 работ) отметила, что вклад семьи Рерихов в мировую культуру по-настоящему будет оценен не раньше чем через 30 лет.

«Задача художника – создать искусство, объединяющее разъединенное сознание народов», – говорил Святослав Рерих. Этот постулат и нашел отражение в творчестве и просветительской деятельности Рерихов в США и Индии. Своим искусством они связали Запад и Восток. Несмотря на различие творческого почерка, их объединяло общее мировоззрение. И если Достоевский уверял, что красота спасет мир, то Николай Рерих уточнял: «Сознание красоты».


Теги: Культура, Искусство

2041

Комментирование данного материала запрещено администрацией.