Загадочная Чудь

06:00 — 02.10.2014

Галина Филимонова

Церковь в Чуди, дошедшая до наших дней.

Церковь в Чуди, дошедшая до наших дней.

Автор фото: Фото автора.

Загадочная Чудь

06:00 — 02.10.2014

Галина Филимонова

«Нижегородская правда» и Нижегородский региональный общественный фонд деятелей культуры «Дать Понять» продолжают изучать историко-культурное наследие нашей области. На этот раз мы — в селе Чудь Навашинского района, входившем когда-то в состав Муромского уезда Владимирской губернии. Именно по этой причине Чудь оказалась «за бортом» исследований нижегородских историков и по-прежнему хранит множество загадок и нераскрытых тайн.

Как вы яхту назовёте…

Само название села топонимические словари называют «этнонимом» и связывают с чудью — известным по летописям и древнерусскому эпосу средневековым финно-угорским племенем, жившим в Центральной России небольшими островками у Оки и Клязьмы, а основной массой — значительно северней. У профессора Нижегородского государственного университета имени Лобачевского Николая Морохина есть предположение, что под чудью реально имеется в виду племя меря, также входившее в финно-угорскую группу народов уральской семьи, населявших Нижегородское Поволжье с древнейших времен.

Легенды этих мест приводят еще несколько версий, по-разному трактующих название села. Например, речь идет о проклятии попадьи, сын которой утонул в реке, и с тех пор «чудит»: появляется в том или ином доме, а потом исчезает вместе с ним и со всем его содержимым. У этой легенды есть «подтверждение» — карстовый провал с воронкой внушительного размера на месте когда-то жилого дома.

Храмы и люди

Дошедшая до наших дней в руинированном виде чудская церковь из красного кирпича фигурирует в «Государственных списках памятников истории и культуры Нижегородской области» в качестве выявленного в 2000-м году объекта культурного наследия регионального значения. Впрочем, ни года постройки, ни события, в честь которого она была возведена, официальный документ не указывает. Местные жители называют ее Успенской и датируют 1908–1912 годами.

О реставрации памятника в селе речь не идет: одни по-прежнему возлагают надежду на государство, а другие говорят о консервации объекта, цитируя при этом «Могущество самобытности» испанского философа Мануэля Кастельса. Однако никто уже не помнит, сколько храмов здесь было 100 лет назад, чем жило село, кем были его владельцы и какую деятельность они вели. Информация об этом хранится лишь в архивах, но при помощи исследователя истории Чуди Руслана Филатова и кандидата исторических наук из Владимира Андрея Ершова нам удалось заглянуть в эти документы.

Как выяснилось, церкви в честь Успения Богородицы возводили здесь и в XVII, и в XVIII веках. По архивным источникам удалось установить, что храм, построенный комиссаром дворцовой канцелярии Романом Каменским в 1750 году, был снесен бурей 1 мая 1924 года и разобран на дрова для местной школы. А в 1941 году жители Чуди приняли решение разобрать на кирпич для новых строек еще одну сельскую церковь, датируемую 1778 годом. Фотографии объекта вклеены в специальное дело о закрытии местного храма, которое хранится в Центральном архиве Нижегородской области. Интересно, что старинный каменный храм не учтен в «Историко-статистическом описании церквей и приходов Владимирской епархии», изданном в 1897 году, а по своим формам и символике он напоминает масонский темпл.

Масонский след

Среди дореволюционных помещиков Чуди фигурирует фамилия Аргамаковых, род которых был связан с масонами. Например, первый директор Московского университета Алексей Михайлович Аргамаков (1711–1757), помимо прочего, был одним из «зачинателей» московского масонства. Аргамаковы владели частью села с 1743 по 1820 год, что совпадает со временем постройки здесь загадочного храма, не учтенного епархией. Можно предположить, что возведен он был в усадьбе Аргамаковых, развернувших в этих краях активную деятельность. В частности, архивные документы говорят о том, что в 1818 году подполковник в отставке Матвей Васильевич Аргамаков решил прорыть канал от реки Кутры, чтобы в весеннее половодье не подтапливало луга. К слову, небольшой ров, свидетельствующий об этом, сохранился до наших дней.

Еще один представитель рода Аргамаковых (по материнской линии) — писатель Александр Радищев, в творчестве которого современные исследователи выделяют масонские истоки, был в Чуди в период владения ею Аргамаковыми. Это предположение сделал навашинский краевед Александр Антошин на основе «Записок из Сибири», где Радищев описывает возвращение из ссылки в 1797 году и, в частности, дорогу, которая от Монакова «спускается с высоты, берег волжский и окинский составляющей». И далее: «Почва глиниста. Спустясь, лес по местам с пашнею попеременно, селения везде частые. Река Тёша и наконец луг, где разливается Ока, которую переезжают под городом».

— Но в Монакове нет ничего, соответствующего данному описанию, — утверждает Александр Антошин, родившийся там и долгое время работавший директором в сельской школе. — Хотя в Монакове и сохранился кусочек большой дороги, по которой ехал Радищев из Нижнего Новгорода в Москву, однако старый тракт проходил несколько иначе, чем современная федеральная трасса. Да и сама дорога в Муром через Оку сворачивала и шла вдоль реки — через Чудь и Кондраково. Именно эти места он и описал в своем дневнике.

Почему же Радищев оставил довольно путаное описание Монакова-Чуди в своем дневнике и навещал ли он своих родственников здесь на самом деле? Ответы на эти вопросы ждут своего исследователя, которому также предстоит разобраться с историей одной из необычных чудских находок — чугунной надгробной плитой, щедро украшенной масонскими символами по воле скончавшегося в 1856 году коллежского секретаря Александра Елисеевича Морозова.

Престольная икона

Во время экспедиции в Чудь удалось узнать, что в период гонения на церковь жители села спасли свою престольную икону — в честь Успения Пресвятой Богородицы, передав ее в соседнее село Дедово, где даже в годы советской власти действовал храм. По словам старожилов, впоследствии икону из Дедова передали в Саров, но никто из них не помнит, ни когда именно это произошло, ни каких размеров она была.

— За годы существования монастыря и прихода в Сарове не раз сменились настоятели и старосты, — рассказывает заведующая Саровской городской художественной галереей Ольга Ватулина, согласившаяся помочь с поисками иконы на месте. — От информации о том, когда ее передали в Саров, зависит направление поиска. На данный момент можно сказать, что такой иконы нет в фондах нашего городского музея, и на реставрацию в иконописную мастерскую при Саровском монастыре она также не поступала.

Еще один комментарий по этому поводу дал исследователь и краевед из Сарова Валентин Степашкин, по словам которого, чудская икона могла покинуть обитель еще в годы советской власти, когда многие монахи покидали Саров, забирая с собой церковные ценности частным порядком. При таком раскладе сейчас она может быть чуть ли не в любой точке земного шара.

Список тайн

Список загадок и тайн Чуди можно продолжить. Чего стоит только Никольская ярмарка, о которой сейчас помнят единицы. Возможно, именно этот торг, на который съезжались представители всех сел Муромского Заочья, изобразил на своей картине «Ярмарка» в 1910 году известный художник — академик живописи Иван Семенович Куликов.

Говорят, что в Чудь специально приезжали купцы из Коломны, чтобы приобрести алебастр, который добывали в окрестностях села. Кстати, на старинной карте знаменитого картографа Менде недалеко от Чуди отмечен производственный хутор, дающий основания для таких разговоров.

До сих пор неизвестно, как закончил свои дни чудской крестьянин Степан Поросёнков, согласившийся в период гонения на Церковь подвезти священника до Мурома. По словам его потомков, живущих сейчас в селе, он был арестован и либо отправлен на строительство «мертвой дороги» в Сибирь, либо расстрелян без суда и следствия. Словно судьба «почудила» с ним: был человек и бесследно пропал.

4962

Комментирование данного материала запрещено администрацией.