Умереть за физкультуру

07:00 — 14.08.2014

Умереть за физкультуру

Автор фото: Николай Бравилов

Умереть за физкультуру

07:00 — 14.08.2014

Каждый год на уроках физкультуры в школах России и ближнего зарубежья погибают дети. Этот год не стал исключением: в апреле в спортзале одной из сочинских гимназий умер восьмилетний ребенок. Месяцем раньше от острой легочно-сердечной недостаточности скончался во время школьной разминки школьник из Алматы. В нашем регионе, к счастью, не было таких трагедий, но ведь система обследования школьников и проведения уроков физкультуры у нас ничем не отличается от общепринятой…

Считались здоровыми

Трагический список жертв урока физкультуры с нулевых годов нынешнего столетия ежегодно пополняется. В 2013-м упал и больше не встал девятиклассник из Перми. Сразу после урока физкультуры перестало биться сердце третьеклассника в Винницкой области Украины. В 2012 году после легкоатлетической эстафеты в московской школе почувствовал себя плохо и умер восьмиклассник. Эти и многие другие дети, чье сердце не выдержало перегрузки, считались здоровыми и ходили в основную группу физкультуры. Хотя были и те, у кого уже выявили проблемы с сердцем, но выполнять нормы им почему-то приходилось наравне со всеми.

Как нам пояснили в министерстве здравоохранения Нижегородской области, перед поступлением в школу ребенка должны обследовать все специалисты. В зависимости от здоровья его определят в одну из трех групп для занятий физкультурой. Кроме того, согласно приказу российского Минздрава, инструментальные обследования для выявления патологии сердечно-сосудистой системы несовершеннолетних проводятся в определенные возрастные периоды: в 1 месяц, 1 год, 7, 10, 14, 15, 16 и 17 лет. Проходят и ежегодные медицинские осмотры. При выявлении отклонений или жалобах на самочувствие педиатр должен направлять ребенка на дообследование.

Кросс с шумами в сердце

Только вот как ведут массовые обследования детей?

– Вспоминаю, как проходил такой «предшкольный» осмотр в нашем детском садике, – рассказывает Наталья, мама девятилетнего Саши. – Быстрый проход «строем» мимо столов собравшихся в одной комнате специалистов, которые, едва успев взглянуть на шестилеток, делали быстрые пометки на бланках. В результате мой ребенок был признан «практически здоровым», ни к какому специалисту на дообследование его не направили.

А всего через год, по словам Натальи, на осмотре в областном врачебно-физкультурном диспансере у мальчика – уже в качестве воспитанника спортивной школы по интеллектуальным играм – выявили целый букет проблем: сколиоз, плоскостопие и, что самое страшное, шумы в сердце и учащенное сердцебиение на грани нормы. А ведь ребенок весь год бегал на физкультуре «по полной программе»…

Объём против качества?

– Есть объем обязательных обследований, а есть их качество, – говорит заместитель главного врача врачебно-физкультурного диспансера Нижегородской области Сергей Воронин. – Если родителям кажется, что осмотр проводился формально, им надо еще раз показать ребенка специалистам. Должны насторожить жалобы на постоянную усталость, покалывания в груди во время нагрузки. В этом случае обязательно приведите его к кардиологу! Особенно важно сделать УЗИ сердца, чтобы выявить возможную патологию и перевести ребенка из основной группы по физкультуре в подготовительную или специальную.

Детей с нарушениями сердечного ритма и хроническими заболеваниями определяют в подготовительную группу, при этом они занимаются вместе с одноклассниками, но по облегченной программе и по сниженным нормативам.

К детям со сколиозом на уроках физкультуры должен быть индивидуальный подход. Увы, редкая школа может похвалиться такой заботой о своих учениках.

При более серьезных проблемах со здоровьем физкультурой можно заниматься только в специальных группах. К сожалению, на деле это означает просто освобождение от уроков физкультуры. А ведь полное отсутствие физической нагрузки приводит к ухудшению работы сердца и адаптации к различным нагрузкам, к развитию вегетососудистой дистонии.

Мячом по очкам 


А что думают родители школьников и педагоги о пользе, безопасности и уровне проведения уроков физкультуры?

Альбина Нилова, мама четвероклассника:

– У моего Георгия зрение минус шесть, несколько раз на физкультуре ему разбивали мячом очки, поэтому нам дали от нее освобождение. Хотя небольшая физическая нагрузка была бы ему полезна, ведь наши дети столько времени проводят за партой и за компьютерами!

Марина Алексеева, мама пятиклассницы:

– У моей Ариши сколиоз, ортопед даже справку написала, что ей вредны любые сотрясения позвоночника. Но учительница заставляет ее вместе со всеми прыгать и бегать. А когда ребенок напоминает ей, что врач запретила некоторые виды нагрузки, учитель только сердится…

Антон Муравьев, папа шестиклассника:

– В классе моего сына у нескольких ребят сколиоз – родители водили их к ортопеду. Думаю, что таких детей гораздо больше, просто не все хорошо обследованы. При этом диагнозе необходима лечебная физкультура. А от того, что дети с деформациями позвоночника два раза в неделю наматывают круги, здоровее они не станут.

Елена Чапурина, директор нижегородской школы № 143:

– В нашей школе, к сожалению, практически нет спортзала: его заменяет стометровое помещение, которое сделали из двух обычных классов. А ведь у нас кадетские классы, усиленная физическая подготовка. Выручает ФОК «Мещерский».

Комментарий пресс-службы Мининского университета:

«Чтобы не пропустить у детей случаи патологии сердечно-сосудистой системы, из-за которых во время урока физкультуры может произойти трагедия, в школе должны проводиться ежегодные обязательные медосмотры, включая ЭКГ. На уроках физкультуры учитель должен измерять детям пульс во время пробежек. Он обязан знать о состоянии здоровья каждого ученика. Пробежки на скорость, которые практикуются на уроках физкультуры, и выполнение нормативов безопасны только для здоровых детей и при регулярных занятиях».

Врача! 

Задачи школьного врача – оказать первичную медпомощь, вызвать в случае необходимости «скорую», провести осмотр перед прививками, следить за соблюдением санитарно-гигиенических требований. Вот только находится доктор в школе не каждый день, а несколько раз в неделю.

По нормативу на тысячу школьников полагается один врач-педиатр и на 100–500 учеников – одна медсестра. Однако, по словам начальника отдела дошкольного и общешкольного образования министерства образования Нижегородской области Виктора Шмелева, в области таких больших школ мало. Поэтому чаще всего педиатр работает на полставки, появляясь в школьном медкабинете только по определенным дням или часам. Постоянно дежурит лишь медсестра. Разбитую коленку зеленкой она помажет (хотя запас лекарственных средств в школьных медкабинетах не регламентирован и потому, как правило, крайне скуден). В более серьезных случаях сможет только вызвать «неотложку» или родителей в школу. И нет гарантии, что ребенок вовремя получит врачебную помощь при травмах, ушибах, обмороках, которые в детском коллективе не редкость.

Еще один минус приходящего доктора – он не знает состояния здоровья своих «временных подопечных». Из-за этого бесполезно просить его выдать справку об отсутствии противопоказаний для занятий в кружках или бассейне. А справки о состоянии здоровья школьников, выданные узкими специалистами для ограничения физической нагрузки, могут просто не дойти вовремя до учителя физкультуры, оставаясь «под стеклом» стола в медкабинете. И значит, есть вероятность, что дети с серьезными проблемами здоровья могут быть допущены к занятиям в основной группе. Именно это могло стать причиной трагедий в школах других регионов.


Теги: Здоровье

2186

Комментирование данного материала запрещено администрацией.