Своя комната

07:00 — 03.07.2014

Своя комната

Своя комната

07:00 — 03.07.2014

«Нижегородская правда» начинает новый проект — «Коммуналка». К нам поступает очень много писем от читателей. И самые сложные вопросы мы решили адресовать юристам. Нашим партнером выступает Нижегородское отделение Ассоциации юристов России.

Читатель из Ленинского района Нижнего Новгорода хочет приватизировать комнату в общежитии, которое некогда принадлежало предприятию, а сейчас передано в муниципальную собственность. Договор найма не оформлен. Речь идет о комнате в блоке, в котором четыре комнаты и места общего пользования — большой холл, кухня, балкон, туалет, душевая, место для умывания, прихожая. Реально ли приватизировать такую комнату и какие документы потребуются?

Даниил КОЗЫРЕВ, адвокат «Коллегии адвокатов Козыревых»:

— По общему правилу, статье 4 Закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», «не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения». Но при этом для общежитий (корректнее даже сказать, бывших общежитий), переданных, как в нашем случае, в муниципальную собственность (или, как говорят, на баланс города), должен действовать иной, специальный правовой режим. Проще говоря, имеются свои правила. Согласно статье 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», «к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам, на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма».

В нашей конкретной ситуации это говорит о том, что у гражданина «не всё потеряно» и право на приватизацию он, по всей видимости, имеет. Причем от согласия соседей, если он живет в общежитии не на основании договора найма «койко-места» (как неудивительно, такая форма сохранена до сих пор, например, в студенческих общежитиях), право на приватизацию не зависит. Приватизации при этом принадлежит конкретная комната. Места общего пользования (душевая, кухня) перейдут в долевую собственность совместно с иными сособственниками — с муниципалитетом и с теми, кто приватизировал комнаты ранее.

Поскольку бесплатная приватизация продлена до 1 марта 2015 года, до этого времени необходимо начать процедуру. Важно именно начать в официальном порядке, с зарегистрированным обращением в уполномоченные организации. Когда будет окончена приватизация, в такой ситуации значения не имеет (то есть даже если всё завершится после 1 марта 2015 года, платной приватизация для данного гражданина не станет).

При приватизации комнаты потребуется ряд документов:

— Заявление на приватизацию от всех членов семьи.

— Заявление лиц, отказывающихся от участия в приватизации (если таковые имеются).

— Справка из жилищно-эксплуатационного управления о составе семьи.

— Справка-план от бюро технической инвентаризации.

— Договор социального найма (причем, согласно норме закона, в нашей ситуации он даже и не требуется).

— Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц о правах на приватизируемое помещение.

Стоимость этих справок относительно невысокая и фиксированная.

В дальнейшем «организации, осуществляющие приватизацию жилых помещений, обязаны в двухмесячный срок рассмотреть представленные документы, принять решение о приватизации жилого помещения и оформить договор о безвозмездной передаче жилого помещения в собственность для подписания гражданами либо дать письменный аргументированный отказ в приватизации». После получения договора о приватизации для окончательного оформления прав собственности необходимо обратиться в Росреестр для получения свидетельства о праве собственности на жилое помещение.

Несмотря на то, что указанный вопрос законодательно урегулирован в достаточной мере, на практике заявитель может столкнуться с нежеланием со стороны организаций и должностных лиц оформлять документы и права. В этом случае придется обратиться в суд. Необходимо отметить, что суды как нашей области, так и других регионов наработали довольно обширную практику по подобным вопросам.

1590

Комментирование данного материала запрещено администрацией.