Время делать технаря

06:00 — 26.06.2014

Время делать технаря

Автор фото: Николай Бравилов

Время делать технаря

06:00 — 26.06.2014

Последние три года выпускники школ нашего региона выбирают чаще всего гуманитарные специальности. А из тех, кто всё-таки поступил в технические вузы, многие так и не идут работать «технарями», поняв, что хотят заниматься в жизни чем-то другим. Проблема с техническими кадрами стоит настолько остро, что это угрожает экономической безопасности Нижегородской области.

Кадровый голод

В нашем регионе уже сейчас колоссальный кадровый голод по техническим специальностям. Основных причин, по мнению начальника сектора программ среднего и высшего профобразования, подготовки научно-педагогических кадров министерства образования Нижегородской области Игоря Захарова, две – демографическая ситуация и приоритеты населения при выборе профессии, сделанные не в пользу производства.

– Уже по выбору ЕГЭ видно, на что нацелены в будущем молодые люди, – говорит он. – Большинство выпускников выбирает для сдачи обществоведение. И только 4000 из 15,5 тысячи в 2014 году в регионе выбрали физику. При этом в одном только университете имени Лобачевского 1 600 мест на специальности, профильным экзаменом на которые является физика. В в техническом университете – около 600–700 мест... Хронический недобор местных абитуриентов восполняется ребятами из других регионов. Но, отучившись, они уезжают обратно, а на наших заводах молодых специалистов не прибавляется.

Супер-ЭВМ для студентов

У регионального министерства образования уже есть некоторые идеи для выправления ситуации. По словам Игоря Захарова, первое, что необходимо сделать, – найти, как ориентировать детей на технические специальности с самых первых классов школы. И это необходимо делать совместно с вузами и областными предприятиями. Организовывать технические кружки, устраивать школьникам экскурсии на производства, больше рассказывать о промышленности. (Собственно, такой опыт был в советские времена.) Во-вторых, постепенно снижать количество бюджетных мест на гуманитарных направлениях.

А еще очень важно, по мнению специалистов, сблизить обучение в вузах с производством, чтобы вчерашних студентов не приходилось доучивать или переучивать уже по месту работы. Именно для этого и созданы в вузах так называемые базовые кафедры: вуз и предприятие заключают соглашение, по которому второе может принимать студентов на практику и брать их на полставки со второго-третьего курса, а после окончания вуза – принимать на работу. Базовые кафедры действуют в нескольких вузах страны, в том числе в Нижегородской области.

Кто подберёт?

Только в техническом университете имени Алексеева действует 12 базовых кафедр, в планах – создание еще четырех. Их цель – привлечь к учебному процессу лучшие кадры промышленности и новейшее оборудование.

– Ни один вуз не может купить для обучения студентов ядерный реактор, а в ОКБМ он есть, – поясняет проректор по учебной работе технического университета имени Алексеева Евгений Ивашкин. – Да и специалистов для работы на супер-ЭВМ не готовят в университетах. Этому можно научиться только непосредственно на оборудовании предприятия.

– Наши студенты работают на предприятии с третьего курса, а получив диплом, трудо-устраиваются туда же, – говорит Ивашкин. – Это позволяет избежать главной проблемы многих вузов, которые «делают булочки и бросают их за забор – кто подберет». Ребята же, которые учились на базовых кафедрах, всегда остаются на предприятиях.

На этих кафедрах можно готовить и специалистов общего профиля, например по самолетостроению, и «заточенных» под конкретное предприятие.

Решить проблему технических кадров может и возвращение системы распределения выпускников, которая в советское время помогала оставить в специальности более 80 процентов специалистов. Сейчас всё чаще слышны предложения вернуть ее для учившихся на бюджетных местах. Ведь если ничего не предпринимать, то наступит день, когда на наших предприятиях работать будет некому…

Заместитель начальника расчетно-аналитического отдела центрального научно-исследовательского института «Беревестник», кандидат технических наук Вадим Садовский:

– Оставляет желать лучшего качество знаний абитуриентов, приходящих в технические вузы. Во многом это следствие системы ЕГЭ. Студенты сегодня часто выбирают вуз по принципу «куда примут» и относят документы одновременно на судовождение, менеджмент и самолетостроение. Хотелось бы, чтобы и предприятия участвовали в отборе абитуриентов. Ведь есть ребята, которые хотя и не показывают высокие результаты по ЕГЭ, но умеют собирать модели, конструировать. Поэтому при наборе абитуриентов будем больше учитывать портфолио.

Помощник генерального директора по связям с учебными заведениями завода «Сокол» Валерий Дробошевский:

Проблемы с трудоустройством молодого специалиста, обучавшегося на базовых кафедрах, не существует. Наш завод платит стипендию студентам с третьего курса – 3,5 тысячи рублей. Студент заключает трехсторонний договор с вузом и предприятием и еще и работает на полставки. В общей сложности ребята получают по 7000 рублей. Сравните с обычной стипендией в полторы тысячи!

Директор центра развития Саровского инновационного кластера Андрей Свеженцев:

Надо подумать над тем, и как как привлечь молодых специалистов на «секретные производства». Эти работники становятся «невыездными», и многих это отпугивает. Так, в Саровском кластере 35 малых инновационных предприятий, и там остро не хватает кадров. Лучшее решение проблемы – предлагать молодым специалистам жилье.


Теги: Образование

928

Комментирование данного материала запрещено администрацией.