«Белый слон» стоит да пробкой погоняет

07:00 — 17.06.2014

«Белый слон» стоит да пробкой погоняет

07:00 — 17.06.2014


Оказывается, Нижний Новгород по логике своего развития больше всего напоминает не Москву, как принято считать, а… Лондон! Такими парадоксальными результатами своих научных изысканий поделились аналитики консалтингового бюро «Стрелка» на конференции «Нижний Новгород завтра: инструментарий позитивных перемен».

Идентичность периферии

— Дело в том, что в британской столице, как и у вас, нет центра и периферии в привычном понимании этих слов, — поясняет старший аналитик КБ «Стрелка» Розалия Тарновецкая. — В Нижнем хорошо развита локальная идентичность жителей и нет особого различия между районами города. Если и дальше идти по такому пути, можно добиться экономической стабильности и значительного улучшения качества жизни горожан — именно к таким результатам пришли жители Лондона.
Однако специалисты отмечают и тот факт, что пока активная жизнь сосредоточена преимущественно всё же вокруг городского центра: большинство нижегородцев работает и отдыхает именно здесь.

В то же время городские власти считают необходимым формировать новые деловые центры, преимущественно в тех местах, где-либо уже существует развитая транспортная инфраструктура, либо есть условия для ее создания. Сегодня наиболее перспективны в этом смысле площадь Сенная и район Стрелки.

Недавно на Градостроительном совете утвердили проект планировки и межевания земель в районе Сенной, сейчас ведутся активные работы по расселению ветхого фонда, а уже в следующем году площадки будут выставлены на аукционы для привлечения инвесторов. А у Стрелки при грамотной градостроительной политике и вовсе есть все шансы стать центром второго уровня после появления здесь главного спортивного объекта к чемпионату мира по футболу-2018.

Рентабельность арены: миссия выполнима

В Нижнем еще не начали строить стадион, но уже сейчас возникает много споров: что будет с ареной после того, как она выполнит свою основную миссию? Всё-таки 40 тысяч мест для спортивного объекта — это очень много.

Кроме того, перед нами опыт сочинской Олимпиады: некоторые частные инвесторы разуверились в том, что их вложения окупятся. Свои рекомендации нижегородцам дал глава лондонского офиса компании Populous Деймон Лавелле, руководивший строительством стадионов «Фишт» в Сочи и «Казань-Арена» в Татарстане.

— Надо признать, что сделать стадион окупаемым будет очень сложно, — убежден архитектор. — Чтобы спортивные объекты в Нижнем Новгороде не стали «белыми слонами», не надо делать их чересчур большими. Также я бы посоветовал детально продумать все возможности для их последующего переоборудования и использования в различных целях. Думаю, вам было бы очень полезно изучить опыт Казани: там все объекты, построенные к Универсиаде, до сих пор используются и приносят стабильный доход.

Промзоны покидают реки

Еще одна важная задача — развитие прибрежных территорий.

— В результате промышленной политики XX века нижегородцы лишились цивилизованного доступа к реке, и это стало серьезной проблемой, — считает глава города Олег Сорокин. — Сейчас мы используем любую возможность для того, чтобы исправить ситуацию: ведем редевелопмент промышленных зон, расположенных на берегах Оки и Волги, строим набережную.
Уверен, что это принесет и ощутимый экономический эффект. Конечно, шесть лет назад мы допустили большую оплошность, отдав часть Нижне-Волжской набережной частному инвестору, но на сегодняшний день есть уверенность, что уже скоро ее удастся-таки освободить от пресловутого синего забора и вернуть городу.

Одна из главных «болевых точек» Нижнего (впрочем, как и всех мегаполисов) — постоянные пробки. Причин тому множество: это и изначальная планировка, которая не предусматривала связанности центра с окраинами, и разорванность рекой, и отсутствие объездной дороги. Однако, как обещают региональные власти, в скором времени ситуация изменится к лучшему: в 2016 году планируется закончить третью очередь Южного обхода, в планах Северный и Восточный с мостами через Волгу.

— Вам надо также подумать о введении платных парковок и о возможности въезда в центр города за деньги, — говорит директор Центра исследований транспортных проблем мегаполисов Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Константин Трофименко. — Это распространенная во всем мире практика.

С платой за парковки торопиться не надо…

Однако в Нижнем Новгороде принимать решение по этому вопросу не торопятся.

— У всех перед глазами пример Москвы — разве после введения платных парковок там стало свободнее? Город по-прежнему стоит, — констатирует врио губернатора Валерий Шанцев. — На мой взгляд, сейчас надо устранить проблему с транзитным транспортом и всерьез взяться за развитие общественного: ведь, с одной стороны, мы хотим, чтобы люди пересели с личных автомобилей на автобусы и метро, с другой — не предоставляем им возможности добраться туда, куда надо. Так что мы не будем скоропалительно решаться на какие-то меры, которые пока не доказали свою эффективность.

А ректор Московской школы управления «Сколково» Андрей Шаронов уверен, что необходимо работать еще и над изменением транспортного поведения людей.

— Очевидно, что гонка за развитием транспортной инфраструктуры ничего не даст, это пустая трата времени и денег, — утверждает Андрей Владимирович. — Например, в Москве зарегистрировано около 4,5 миллиона автомобилей, а для того, чтобы поставить город в 10-балльную пробку, достаточно всего 750 тысяч. Так что даже при полном дублировании транспортной инфраструктуры разгрузить дороги не получится. Необходимо, чтобы граждане осознали, что, скажем, в рабочий день ехать в аэропорт на машине нет смысла.

1515

Комментирование данного материала запрещено администрацией.