Архив номеров — №55 от 29.05.2014
Как «выбивают» долги
Как «выбивают» долги
«Немедленно погасите долг, иначе пожалеете», – такое сообщение пришло на мобильник нижегородке Елене. Она не обратила на это внимание, потому что никаких долгов у нее не было. Однако сообщение пришло снова. Женщина опять его удалила. Но текст начал приходить по нескольку раз в день и ночью тоже. Елене стало не по себе.
Взяли в оборот
Муж Елены рассказал нам, что она даже стала бояться звука пришедшего сообщения, и он отправился в банк, который был указан в СМС-ке.
– Вышел начальник службы безопасности, – рассказывает собеседник. – Сказал, что у моей жены якобы не погашен кредит. Я заверил, что никакого кредита она не брала. Ответили, что центральный офис в Москве, что будут разбираться, но СМС-ки продолжали приходить. Снова отправился в банк, потребовал доказательств, что на мою жену оформлен кредит. Их не оказалось. В конце концов сказали, что, наверное, этот телефонный номер принадлежал раньше должнику. Чушь какая-то. Все нервы вымотали. А один знакомый рассказывал, что ему пришлось отключить домашний телефон. Звонок с записью агрессивного голоса «Погаси кредит» раздавался каждые 10 минут!
Все это работа коллекторов, ставших уже притчей во языцех.
Объявление в подъезде
Начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области Нина Цветкова рассказала нам, что знает от коллег в другом регионе: коллекторы рассылали письма, в которых были изображения черепов.
– В прошлом году мы получили около 30 жалоб на действия коллекторов, – добавляет собеседница. – В этом году – уже почти 60. Чаще всего жалуются на бесцеремонность, угрозы, говорят, что писем о долге от банка не было, почему же сразу коллекторам сведения передали и вообще на каком основании. Направляем информацию в Роскомнадзор, так как речь – о разглашении банком персональных данных. Гражданам можем только порекомендовать обратиться в правоохранительные органы. Сами мы проводить мероприятия в данном случае не можем. Потребитель договора с коллекторским агентством не заключал, закон о защите прав потребителей этих отношений не регулирует.
Вот что говорит на этот счет начальник отдела по защите прав субъектов персональных данных и надзора в сфере информационных технологий Управления Роскомнадзора по Приволжскому федеральному округу Наталья Бычкова:
– У нас просто вал обращений. Люди жалуются, что не давали согласия на передачу своих персональных данных. Однако зачастую выясняется, что этот пункт был в договоре при оформлении кредита и человек просто невнимательно читал.
Однако есть и такие жалобы: в подъезде, в лифте, на двери квартиры развешивают объявления или даже пишут краской, что у такого-то жильца такой-то долг.
– В этих случаях материалы передаем в прокуратуру, – говорит Наталья Бычкова.
Прокурор отдела по надзору за исполнением законов в экономической деятельности прокуратуры Нижегородской области Александр Мокров пояснил, что проверку должна проводить полиция.
– Однако мы потом получаем жалобы от граждан на неполноту проведенной проверки, – не скрывает Мокров.
«Заплати и спи спокойно»
Коллекторы же считают, что должники сами виноваты.
– Ни у кого нет права не возвращать долги, – говорит управляющий партнер коллекторского центра Альберт Подшибихин. – Но крепкие парни с битами у подъезда – это не наш метод.
Нам удалось поговорить с оператором одного коллекторского агентства. Евгений в прошлом году окончил Нижегородский педагогический университет и теперь «воспитывает» должников.
– Работаю около полугода, за 12-часовую смену делаешь до тысячи звонков, – рассказывает молодой человек. – Поговорить же удается всего с несколькими десятками должников. Больше половины говорят, что или не знали о долге, или забыли. Некоторые грубят, бросают трубку.
Кстати, Нижегородское региональное отделение Ассоциации юристов России, устраивая круглый стол по проблеме, приглашало различные коллекторские агентства. Отказались почти все. Есть что скрывать?
1189
Комментирование данного материала запрещено администрацией.