Кому я должен – всем прощаю

07:00 — 08.05.2014

Мария Соколова

Кому я должен – всем прощаю

Автор фото: Николай Бравилов

Кому я должен – всем прощаю

07:00 — 08.05.2014

Мария Соколова

Принуждать управляющие компании оплачивать сверхнормативные ОДН жителей означает не решать проблему, а перекладывать ее на плечи граждан. Именно к такому выводу пришли эксперты, проанализировав текущую ситуацию на рынке ЖКХ. Кто же на самом деле должен платить за ОДН и можем ли мы, потребители, уменьшить выставляемые нам счета? Давайте разбираться.

Корень зла

Для начала важно понять: оплата ОДН — неукоснительное требование законодательства. И возможности уклониться от уплаты счетов за ОДН, введенных 354-м Постановлением Правительства, у потребителей нет и не будет — как бы нам того ни хотелось. Однако, согласитесь, есть разница, сколько рублей в месяц будет уходить на оплату общедомовых нужд — восемнадцать или триста пятьдесят. Привести цифры в графе ОДН к разумным значениям нам, потребителям, вполне по силам.

Итак, ОДН сами по себе не являются проблемой для жителей. Проблемой являются ветхие внутридомовые сети, из-за чего на пути в квартиру частично теряется ресурс, поступивший в дом. Проблемой является воровство наших соседей, скручивающих счетчики, из-за чего недоучтенное индивидуальное потребление попадает в ОДН. Проблемой является бездоговорное потребление ресурса юридическими лицами, запитанными от внутридомовых сетей и тем самым перекладывающими свои расходы на карманы жителей. Наконец, проблемой является обыкновенная недисциплинированность нас, потребителей, несвоевременно сдающих показания приборов учета в ресурсоснабжающую организацию, что приводит к некорректным начислениям. Все эти факторы способствуют многократному увеличению наших счетов за ОДН.

Ведь что такое ОДН? Это разница между расходом электроэнергии, зафиксированным общедомовым счетчиком, и суммой расходов показаний счетчиков индивидуальных (внутриквартирных). Остаток — общедомовое потребление — распределяется между жильцами пропорционально занимаемой площади. То есть чем больше площадь квартиры в конкретном доме, тем выше счет за ОДН. Чем меньше получается индивидуальное (внутриквартирное) потребление, тем больше попадает в общедомовое.

Общедомовый счетчик показывает объем ресурса, поступившего в дом, который затем разошелся по квартирам, «потерялся» в изношенных внутридомовых сетях, ушел к недобросовестным потребителям. Ведь сколько бы ни скручивал счетчик ваш сосед — объем ресурса, поступившего в дом и зафиксированного общедомовым прибором учета, меньше не станет. Вот и получается: чем больше мы «экономим» на индивидуальном потреблении — тем больше нам придется заплатить за ОДН.

С одной стороны, логично и правильно, что за ресурс, потребленный внутри дома, должны платить жители этого самого дома. Но тогда возникает закономерный вопрос: кто же должен призвать жителей к порядку и привести счета за ОДН к приемлемым размерам?

УК отпущения

Выявлять незаконные подключения и «скрутки», сверять показания счетчиков и заниматься прочими внутридомовыми делами может управляющая компания — УК (ДУК, ТСЖ или ЖСК). Услуги, которые оказывает управляющая компания жителям обслуживаемых домов, называются «жилищными». В квитанции стоимость жилищных услуг обозначена в графе «Содержание и ремонт».

В июне прошлого года также вступило в силу Постановление Правительства России № 344, обязывающее УК, помимо оказания жилищных услуг, оплачивать сверхнормативные ОДН жителей. Электроэнергию, потребленную на ОДН в пределах установленного регионом норматива, оплачивают жители. ОДН, превышающие норматив, оплачивают управляющие компании.

Казалось бы, жить нам да радоваться: УК теперь должна быть напрямую заинтересована в снижении ОДН, и наши счета за общедомовые нужды должны стать существенно меньше. Однако никаких изменений мы, потребители, по факту не ощутили. Почему?

Все дело в том, что у управляющих компаний нет иных источников финансирования, кроме самих жителей. Для снижения ОДН УК обязаны были провести комплекс энергосберегающих мероприятий. Но законодательство, обязав управляющие компании оплачивать сверхнормативные ОДН граждан, не предоставило им ни инструментов для борьбы с недобросовестными потребителями, ни иных источников дохода.

Проверять показания счетчиков УК имеет право не чаще, чем раз в полгода. То есть может пройти полгода, прежде чем скрутка будет обнаружена, и все это время индивидуальное потребление недобросовестного жителя будет фиксироваться коллективным прибором учета как общедомовое. Выявить несанкционированные подключения юридических лиц к внутридомовым сетям также не всегда возможно при простых осмотрах — могут потребоваться капитальные работы

Замена ветхой электропроводки и труб также относится к капитальным работам, однако они могут быть проведены только после согласования собранием собственников помещений (жильцов многоквартирного дома). Последние же не торопятся тратиться на капитальные работы, считая высокие ОДН проблемой управляющих компаний.

УК же взять деньги на оплату сверхнормативных ОДН попросту неоткуда, кроме как с нас, потребителей. Вот и получается: чтобы расплатиться с ресурсоснабжающими организациями, которые в любом случае должны получить плату за весь объем предоставленного ресурса, УК вынуждена либо брать деньги на оплату сверхнормативных ОДН граждан из статьи «Содержание и ремонт», снижая качество жилищных услуг, либо не платить вовсе, ожидая, пока сумма накопленных долгов будет выставлена ей ресурсоснабжающей организацией в виде исполнительного листа, и УК будет обанкрочена.

От такого положения вещей страдают все. Потребители не получают качественных услуг, к тому же, сами того не подозревая, зачастую вынуждены оплачивать сверхнормативные ОДН в рамках других статей жилищных услуг. Таким образом, снижается прозрачность взаиморасчетов между потребителями, УК и ресурсоснабжающими организациями. У управляющих компаний возникают риски образования задолженности и банкротства. Обанкротившаяся УК не только создает проблемы муниципалитетам, но и может оставить без тепла и света жителей всего дома или даже целого микрорайона.

Решение есть!

Потребители в отличие от управляющих компаний не бессильны в борьбе за снижение ОДН. Что же следует предпринять?

— Регулярные осмотры внутридомовых сетей на предмет несанкционированных подключений (воровства) — это прямая обязанность управляющих организаций.

— Замена ламп на энергосберегающие, установка датчиков движения в подъездах и датчиков освещенности на общедомовой территории способствуют экономии электроэнергии, потребленной в местах общего пользования. Это, как правило, окупаемые мероприятия и выполняются управляющей компанией за счет платы за содержание жилья.

— Внесение решением общего собрания в договор управления расширенных обязанностей и полномочий управляющей организации (ТСЖ) по контролю показаний и обязанности всех собственников помещений допускать инспекторов чаще, чем раз в полгода. Это поможет своевременно выявить недобросовестных потребителей.

— Обеспечение дистанционного доступа управляющей организации к приборам учета жильцов решением общего собрания собственников помещений и организация единовременного снятия показаний всех счетчиков. Это позволит минимизировать попадание индивидуального потребления в общедомовое.

— Переход решением общего собрания жителей на прямые расчеты с ресурсоснабжающими организациями. Это способствует минимизации возможностей для финансовых махинаций как со стороны поставщиков и исполнителей коммунальных услуг, так и со стороны недобросовестных потребителей.

4326

Комментирование данного материала запрещено администрацией.