Со знаком качества

07:00 — 17.04.2014

Ирина Никитина

Сцена из спектакля «Андрей Боголюбский».

Сцена из спектакля «Андрей Боголюбский».

Автор фото: Фото с сайта театра.

Со знаком качества

07:00 — 17.04.2014

Ирина Никитина

Как здорово, что постепенно возрождается российская театральная традиция серьезных и продолжительных обменных гастролей! Полезно самим творческим коллективам в иных местах-весях побывать, себя показать и на других посмотреть, а не вариться исключительно в собственном соку. Интересно и зрителям — спектакли своих театров они уже посмотрели, а новенького чего-то хочется… И вот вам — пожалуйста!

За нравственную драматургию

О том, как наш театр был воспринят публикой в одном из старейших российских городов, расскажем в следующий раз. А сейчас хочется поделиться теми впечатлениями, которые оставил Владимирский театр.

Начнем с того, что фестивальная афиша владимирцев была составлена так, что продемонстрировала достойный уровень профессионального мастерства и ансамблевую слаженность труппы. Все гастрольные спектакли театра — новые, поставленные в течение трех последних сезонов, причем разными режиссерами.

Как выяснилось, работать без главного режиссера, приглашая постановщиков со стороны или выращивая их в недрах собственного коллектива, — один из принципов директора театра, заслуженного работника культуры России Бориса Гунина. Однако после просмотра шести гастрольных спектаклей (а в целом в нынешнем репертуаре Владимирской драмы 32 названия) стало понятно, что это театр со своей определенной стилистикой и художественной программой.

— Я, конечно, приглашаю режиссеров, творческий почерк которых мне понятен и приемлем для театра, — признается Борис Григорьевич. — Моя задача — чтобы в спектаклях была нравственность, духовность, любовь, не было пошлости, ненормативной лексики, обнаженных тел. Чтобы драматургия, которую мы берем в работу, имела знак качества.

Юбилейный сезон

Владимирцы приехали в Нижний в юбилейный, 165-й сезон, а 6 апреля исполнилось ровно десять лет, как их театр возглавляет нынешний директор. Выпускник института искусств в Харькове, он пять лет там и проработал, потом некоторое время — в Якутии и 13 лет — в Магадане. А когда во Владимире объявили конкурс на замещение должности директора, Борис Григорьевич представил свои документы, приехал на конкурс и выиграл его еще у двенадцати претендентов.

За время работы Бориса Гунина во Владимире обновилась труппа, в которой теперь много молодежи — преимущественно выпускников Владимирского областного колледжа культуры и искусства, учеников народного артиста России, актера театра драмы Николая Горохова. Основательно поменялся репертуар, театр стал постоянным и успешным участником различных фестивалей.

Актуально и зрелищно

На первый взгляд, афиша владимирцев изобилует комедиями. Вот и в Нижний Новгород они привезли из шести названий четыре комедии. Но какие они разные и насколько созвучны сегодняшнему времени! Несмотря на то, что некоторые из них написаны достаточно давно. Скажем, «Странную миссис Сэвидж» американец Джон Патрик сочинил более полувека назад, а роману Ильфа и Петрова «Золотой теленок», взятому за основу одноименного спектакля, — и того больше.

Какой актуальной, волнующей публику оказалась в постановке Владимирского театра французская комедия «Господин, который платит» — о человеке, разочаровавшемся в любви и дружбе и возомнившем, что может купить эти чувства! Или итальянская комедия «Моя профессия — синьор из общества» — о маленьком герое, изобретающем хитроумные способы выживания в условиях, когда государству нет до него никакого дела.

В чутье на хорошую, интригующую, увлекательную и вместе с тем содержательную драматургию Борису Гунину не откажешь.

Комедии, и не только

Поражает то, как владимирские артисты умеют находить и доносить до зрителей глубину и неоднозначность, казалось бы, незатейливых комедийных образов, как мгновенно переключаются исполнители со смешного на лирическое и драматическое состояние. Поэтому и становится по-человечески жалко обаятельного авантюриста Остапа Бендера — Анатолия Шалухина, которого уничтожают в финале «люди в чёрном». Как, впрочем, и деликатную, мягкую миссис Сэвидж в исполнении народной артистки России Галины Ивановой, решившую остаться в клинике для душевнобольных, лишь бы не возвращаться к упрятавшим ее в психушку родственникам, дабы заполучить ее миллионы.

Что и говорить, на комедии, а тем более в таких проникновенных, современных трактовках, публика живо откликается. Однако в репертуаре Владимирского театра есть и Пушкин, и Горький, и Чехов, и Островский, и Шекспир, есть и метафористичные, философские современные пьесы как российских, так и зарубежных авторов.

Визитная карточка

Открыл свои гастроли у нас Владимирский театр спектаклем-символом, который по праву считается визитной карточкой театра, города и региона. Спектаклем-сказанием «Андрей Боголюбский», поставленным к 900-летию со дня рождения великого князя-строителя. Нижегородских зрителей это грандиозное зрелище с множеством режиссерских находок, удивительной сценографией, красивыми историческими костюмами, поразительным световым и музыкальным оформлением, мастерски разработанными массовыми сценами, яркими образами (прежде всего, главного героя в исполнении народного артиста России Николая Горохова) захватило и увлекло.

Многим запал в душу и многослойный спектакль «Фредерик, или Бульвар преступлений» с народным артистом России Михаилом Асафовым, исполнившим главную роль выдающегося французского лицедея Фредерика-Леметра.

Произвели впечатление на нижегородцев неповторимые в разных ролях, способные мгновенно перевоплощаться даже в одной постановке («Золотой теленок») актеры Игорь Клочков, Галина Фатхутдинова, заслуженный артист России Александр Чубченко, Антон Карташов, Валерия Емельянова, Богдан Тартаковский и многие другие.

Живой, неутомимый

Безусловно, владимирский коллектив понравился тем, что он живой, неутомимый в фантазиях и поисках, что не боится экспериментировать, а его актеры получают удовольствие от того, что творят на подмостках.

— Мне хочется, чтобы в театре было комфортно работающим в нем людям, чтобы с уважением относились к профессии — актер, чтобы наши артисты были успешны, а то, что мы создаем, было востребовано, — признается главный человек Владимирского драматического театра.

А еще во Владимире, судя по всему, театр драмы любят не только зрители, но и руководители города и области. В театре работает Наблюдательный совет.

Творческий коллектив открыт к общению. Даже на программках есть обращение к публике: «Академическому театру драмы очень интересно ваше мнение о просмотренных спектаклях, о нашем репертуаре в целом» — и указаны телефоны всех служб, куда каждый желающий может позвонить и поделиться своими впечатлениями и соображениями.

Теги: Культура

1324

Комментирование данного материала запрещено администрацией.