Не вините Украину

07:00 — 17.04.2014

Не вините Украину

Не вините Украину

07:00 — 17.04.2014

Как известно, политика — это концентрированное выражение экономики. А значит, политические события в Украине обязательно повлекут за собой события экономические. И не только в стране-соседке, но и в России, считают наши постоянные эксперты. Но Украина стала только поводом, причина же в другом.

Когда элиты не могут

Сергей Каптерев:

— Меня тревожит то, что в связи с конфликтом на Украине наша страна стала отдаляться от мирового сообщества. Причем делаем мы это с каким-то особым удовольствием, даже энтузиазмом, хотя тенденция очень неприятная, в первую очередь для экономики. Инвестиции, что у нас были и которые мы так старательно к себе заманивали, уйдут, новых ждать не приходится. Технологии, которых у нас и так практически нет, нам тоже давать перестанут. Российской экономике нужна глубочайшая модернизация, о чем у нас говорят уже много лет, иначе мы в итоге останемся бензоколонкой и газохранилищем. Поэтому нужно встраиваться в международное сообщество, перенимать технологии, развивать производство, науку, только так мы сможем оживить экономическую жизнь. Без этого ничего не получится, и в конечном итоге пострадает простое население, мы с вами: инфляция будет расти при падении экономики. Когда-нибудь всё успокоится на Украине, но сразу же после этого нам придется как-то решить для себя огромное количество очень острых и очень сложных вопросов.

Александр ПРУДНИК:

Значит, мы должны сделать вывод о том, что проблема находится не столько на Украине, а в России и состоит она в том, что нынешняя структура экономических, социальных и управленческих отношений не соответствует амбициям нашей страны. Причем об этом эксперты говорят давно. А в этом году уже все, даже представители власти признали: развитие замедляется, страна погружается в неблагоприятную экономическую ситуацию. Как мне кажется, политики объяснять эти процессы будут с точки зрения влияния Украины, но это не так: к инфляции и замедлению роста экономики эти события никакого отношения не имеют, ведь рецессия прогнозировалась еще в прошлом году, когда никакой Украины не было.

Поэтому проблема в следующем: нынешние элиты вряд ли смогут что-то изменить, потому что сформировались в «жирные» годы и не способны, как мне кажется, стать элитой производящей, если можно так выразиться. И здесь простейший пример из последних новостей: Прохоров и его Ё-мобиль. Проект, по сути, закрыт и продан государству всего за 1 евро. Что это значит? А то, что как только вместо того, чтобы просто качать недра, потребовалось перейти на уровень реальной экономики, заняться действительно бизнесом, коммерческой разработкой, доселе успешный менеджер и управленец сразу же потерпел крах. А задачи у страны именно такие: создавать технологичные, наукоемкие товары, но делать, как мы видим, это пока некому. Проблема кроется именно здесь: у нас нет грамотных, эффективных менеджеров. Как будем выкручиваться — не знаю…

Сергей КАПТЕРЕВ:

Это мне напомнило ситуацию в Венесуэле, которая сложилась там после смерти Уго Чавеса. Элита оказалась неспособна к управлению страной. Новый президент выиграл выборы с разницей всего 0,5 процента у оппозиции и теперь не знает, что делать со своей властью — инфляция перевалила за 40 процентов, началась эксплуатация экономики: запрещен экспорт, введено ручное управление, короче: экономика пикирует. И дело даже не столько в том, что воруют, попросту не умеют распоряжаться ресурсами, не знают, как лучше что сделать. Этот пример ярко показывает, что бывает в случаях, когда элита не способна к эффективному управлению.

Своими глазами

Александр Прудник:

— Давайте я расскажу, что видел, когда был на Кубани, ведь там до границы с Украиной совсем близко. Мы ехали с братом на машине, и нам по пути попалась колонна бронетехники. Меня удивили две вещи.

Во-первых, по лицам солдат не скажешь, что они призывники — всем лет за тридцать. А во-вторых, на технике нарисован синий круг, на котором написаны две буквы «МС», что значит «миротворческие силы».

Нам даже удалось пообщаться с солдатами. Говорят: с украинцами воевать никто не собирается. Но, если же всё же придется вступать в бой, то воевать будут с бандеровцами, отвечали нам солдаты.

Иван ЮДИНЦЕВ:

Ну да, как на Украине говорят, что собираются воевать не с русскими, а с оккупантами, недовольными тем, что Украина — не часть России. Мы — с фашизмом, они — за независимость. Вот так и получается…

Лучше, чем ничего?

Сергей Каптерев:

— Ну что, пройдет закон о местном самоуправлении?

(Напомним, что Госдума в первом чтении приняла поправки в закон о МСУ, которые дают муниципалитетам больше экономических прав и, по мнению законодателей, приближают власть к населению путем создания в крупных городах еще одного уровня — уровня районных депутатов, избираемых населением этого района. Городская дума же формируется путем делегирования от района этих депутатов. Данный пункт вызывает основные споры аналитиков: фактически получается, что население не выбирает городскую Думу напрямую. — Авт.)

Александр ПРУДНИК:

По выборам в больших городах и новых принципах формирования МСУ? Пройдет.

Иван ЮДИНЦЕВ:

Я бы не относился так негативно к этому законопроекту. Потому что с системой МСУ обязательно что-то нужно делать, она неэффективна. Точно нельзя, чтобы города-миллионники продолжали жить на 10 процентов от своего дохода и продолжали выпрашивать деньги в регионе или Федерации. Ведь в итоге же финансируется не то, что действительно нужно городу, а то, что одни чиновники смогут выбить у других чиновников, нарисовав красивую презентацию или, хуже того, используя какие-то кулуарные связи.

Сергей КАПТЕРЕВ:

Но ведь ничего этот закон принципиально не решит! Нужно было внести изменения в Налоговый кодекс и закрепить в нем норму, что все предприятия, работающие на территории города, платят налоги в городскую казну! Тогда снялись бы многие вопросы!

Иван ЮДИНЦЕВ:

Согласен, нынешний законопроект — не мечта, но все же города получат несколько больше возможностей. И согласен, да, нужна радикальная реформа, но полумеры тоже сойдут за неимением радикальной реформы.

Дальше. Наша практика МСУ срисована с европейской, а распределение бюджетов осталось советским. Отсюда и неспособность системы в целом нормально функционировать, в идеале нужно бы привести ее к единому знаменателю. По моему мнению, — к европейскому, а то чиновники в Москву сейчас ездят за деньгами, как раньше все ездили за колбасой.

Сергей КАПТЕРЕВ:

На самом деле, как мне кажется, цель реформы не в этом. Ее цель — вертикальное усиление власти: иметь больше возможности контролировать городские элиты сверху, повысить их управляемость. Если бы хотели дать больше кислорода МСУ, то изменили бы систему финансирования, не трогая структуру управления.

Иван ЮДИНЦЕВ:

Думаю, Сергей Евгеньевич, мы выражаем два основных мнения по этому закону. Вот их и надо было бы утрясти в обсуждении этого законопроекта, прежде чем принимать его. В общем, проблема не в том, что его примут, а в том, что его не обсудили: немного бы подкорректировали, внесли поправки, и, может быть, он стал бы действительно лучше. Но пока так.

Теги: Политика

2619

Комментирование данного материала запрещено администрацией.