Архив номеров — №38 от 10.04.2014
Кулинарный пас от Зорана Лукича
Кулинарный пас от Зорана Лукича
Застать дома главного тренера баскетбольного клуба «Нижний Новгород» — большая удача. Бесконечные тренировки, игры, разъезды… Но нам повезло. Разгромив на домашней площадке израильский «Хапоэль», Зоран ЛУКИЧ взял для команды однодневный тайм-аут. И свой единственный выходной потратил, чтобы рассказать читателям «Нижегородской правды», как готовить форель по-сербски.
Про борщ, каймак и чивапчичи
— Рыбу я очень люблю, — признается тренер, ловко освобождая тушку от чешуи. — У нас в Сербии популярны судак, щука, сом, дорадо, сибас. А еще — раки. При единой Югославии было достаточно много морепродуктов. Сейчас, после развала страны, они потихоньку куда-то исчезли.
Из родной Сербии Зоран Лукич уехал в 2006-м. Его пригласил в Россию Сергей Панов — наш знаменитый баскетболист. Специалист с Балкан тренировал сборную России, в которой выступали игроки до 16 лет, юношескую команду ЦСКА. К этому времени у него был опыт работы с сербскими баскетбольными клубами «Атлас» и «Беопетроль», он даже занимался с мужской сборной Индии. В 2008 году Зоран Лукич стал главным тренером баскетбольного клуба «Нижний Новгород» и с тех пор обосновался в столице Приволжья.
— Вы только супруге не говорите, что я знаю, где и что у нас на кухне лежит, — смеется Зоран, укладывая форель в сотейник. — А то придется мне к плите чаще вставать. Шучу, конечно. В этом нет необходимости. Барбара прекрасно готовит.
На праздничном столе, например, частенько появляется блюдо из молодой баранины с овощами. В него обязательно добавляется каймак — немного присоленные пенки, снятые с горячего топленого молока.
На завтрак Лукич предпочитает кашу, варианты кекса с сухофруктами. В свое время возникли проблемы со здоровьем, и теперь он вынужден соблюдать диету. Но отказать себе в удовольствии съесть тарелочку борща тоже не может.
— Я, пока живу в Нижнем Новгороде, полюбил русскую кухню, — говорит главный тренер БК «НН». — Правда, не знаю, борщ — это украинское блюдо или русское? Еще мне очень нравится язык — как холодная закуска. У нас в Сербии его не готовят.
Зато готовят чивапчичи — жареные сербские колбаски из рубленого мяса.
— Их очень Сергей Юрьевич Панов уважает, — улыбается Зоран Лукич. — Было бы у нас сегодня больше времени, обязательно приготовил бы. И сербский салат с овощами.
Два сыночка и лапочки-дочки
— А что любят дети? — интересуюсь у Зорана.
— Легче сказать, чего они не любят, — смеется он. — Например, брокколи. Как увидят капусту — кривятся. А вот кашу, блины — с удовольствием. У нас в Сербии тоже пекут блины. Но не такие, как у вас, — толстенькие, маленькие.
— Оладушки.
— Да, ладушки. У нас блины делают большого размера с разными начинками. А дочка очень любит супчик. Да, доцу? — тут же переходит на сербский Зоран, увидев на пороге кухни двухлетнюю Петру. И столько нежности, столько тепла в его голосе!
Малышка немного смущается при виде незнакомых людей и бежит к бабушке. Но к концу нашей встречи вполне осваивается и уже без особой робости демонстрирует, как она болеет за папу на баскетбольных матчах.
— Ниж-ний Нов-город! — поднимает она вверх миниатюрную ручонку.
Сыновья Зорана Страхиня и Огнен тоже заядлые болельщики. В момент нашего рандеву они вместе с мамой были в гостях у дедушки в Сербии. По словам папы, ребята давно освоились в Нижнем Новгороде. Учатся в обычной школе (старший — в третьем, младший — во втором классе), отлично говорят по-русски, завели себе друзей и готовы часами с ними пропадать на улице. От первого брака у Зорана растет в Сербии еще одна дочка. Своих детей он любит безумно.
— Для меня главное, чтобы была жива и здорова моя семья, — говорит он. — Я считаю, задача каждого родителя — воспитать и выбрать правильную дорогу для своих детей. Сейчас нередки ситуации, когда мамы и папы бросают сыновей и дочерей, перестают о них заботиться. Нет хуже момента, когда всё это видишь.
Ветер в лицо
Собрать и отправить вещи, игрушки в детский дом — для него это уже давно традиция. Для него это важно. Как и в сложные жизненные минуты отправиться на святой источник в Сартаково и окунуться в ледяную воду.
— Я знаю, в России это делают на Крещение, — замечает Зоран. — Я это делаю, когда есть внутренняя потребность. Кто знает, что нас спасло, когда в небе над Берлином загорелся наш самолет? Может, кто-то там наверху?
Воспоминания лишь на минуту омрачают его лицо. Он отправляет форель, начиненную черносливом, в духовку, и в глазах вновь загораются лукавые искорки. Зоран вообще невероятно обаятельный, коммуникабельный, открытый. Тем не менее многие его считают достаточно жестким тренером.
— Жесткий? Да, может быть, — соглашается он. — Но те ребята, которые работают со мной много лет, давно поняли, чего и почему от меня можно ожидать. Просто у меня как у тренера, человека есть свои принципы, своя линия, за которую не нужно заходить. Но это не потому, что я хочу быть строгим, просто в профессиональном спорте есть определенные правила — что можно делать, а чего нельзя.
Он сильный человек, который в состоянии признать свои ошибки. В то же время считает, что не стоит часто идти на компромиссы.
— Идти на компромисс нужно, когда в нем есть смысл, — говорит Зоран, — а не соглашаться буквально со всем. В какой-то момент это становится привычкой, и ты уже не контролируешь ситуацию. Ты становишься… как флюгер, которым играет ветер. А иногда есть моменты, когда ты должен получить этот ветер в лицо…
Экспресс-опрос
— Кто вы по знаку зодиака и верите ли в гороскопы?
— Дева. О том, что предсказывают гороскопы, времени задумываться нет. Утром по радио могу послушать, когда еду на тренировку. Но в голове как важная информация это не остается.
— Ваше отношение к подаркам?
— Думаю, каждому человеку приятно что-то получить в подарок. Можно про самый оригинальный не буду рассказывать? Он очень специфический (смеется. — Авт.).
— Последняя прочитанная книга?
— Очень много читаю специальной литературы о баскетболе. Но последняя прочитанная книга — биография одного сербского актера, близкого мне по духу. Он так же, как и я, любит реку. Про него все говорили: «Ты очень тяжелый человек». А он просто был справедливым и всегда старался поступать по совести.
— Какую роль в кино хотели бы сыграть, представься такая возможность?
— Отец у меня был летчиком, поэтому моя вторая любовь — авиация. Я бы с удовольствием сыграл инструктора летчиков.
— Вы азартный человек?
— Да, но до определенной границы. На одной игре на последних четырех секундах я взял тайм-аут. Большинству людей мое решение было непонятно. Но я чувствовал свою команду и надеялся, что мы сможем забить. Я вот за такой азарт.
— Принцип, которому никогда не изменяете?
— Принцип справедливости.
Форель по-сербски
Небольшую форель (граммов 300–400) ошпарить кипятком, очистить от чешуи, сохранив кожицу, выпотрошить, вымыть и вложить в ее брюхо распаренный чернослив. В сотейник влить масло (100 г) и уксус (20 г), всыпать зелень петрушки и измельченный чеснок, сверху положить рыбу и добавить воды (примерно 1,5 стакана). Поставить сотейник в духовку и запекать при высокой температуре 45 минут. Готовую рыбу выложить на подогретое блюдо. В сотейник влить смесь из взбитого яйца, мелко нарубленной зелени петрушки, измельченного чеснока и сока лимона, дать соусу загустеть, осторожно помешивая вилкой. Соус расположить на блюде вокруг рыбы. Украсить ломтиками лимона.
2614
Комментирование данного материала запрещено администрацией.