Листая страницы...

07:00 — 03.04.2014

Листая страницы...

Автор фото: Наталья Ермакова

Листая страницы...

07:00 — 03.04.2014

Спектакль «Коко Шанель. Страницы жизни» стал одним из самых обсуждаемых культурных событий года задолго до премьеры. Ее ждали, ее предвкушали, попасть на нее считали своим долгом все нижегородские театралы. И вот – знаменитая Шанель перед нами.

Ярко

На сцене блестящее общество развлекается, глядя на канкан, смеясь над юной Габриэль Шанель и ее любимой веселой песенкой про потерявшуюся собачку Коко. Песенки «Ko Ko Ri Ko», «Qui Qua Vu Coco» и дали ей прозвище. История героини в спектакле неразрывна с полувековой историей костюма, с ее помощью прошедшего путь от изысканных туалетов со страусовыми перьями до строгой элегантности маленького черного платья. Настоящая история моды ожила на сцене Нижегородского театра оперы и балета. Такого великолепного дефиле в потрясающих нарядах город еще не видел.

Жанр диктует условия

Известный музыкальный критик Артём Варгафтик, присутствовавший на премьере, назвал ее одним из самых ярких впечатлений за последнее время. И хоть не смог определить жанр спектакля, поставил музыку, написанную к нему Эдуардом Фертельмейстером, в один ряд с произведениями Исаака Дунаевского, Оскара Фельцмана и даже Фредерика Лоу. Правда, обещанных художественным руководителем театра шлягеров, которые после премьеры пел бы весь город, не было. Хотя музыка в спектакле вызывает сильные эмоции. Соединение оперы и эстрады с блюзом и свингом слилось в жанр, названный в театре «опера-мюзикл», щедро сдобренный танцевальными номерами и драматическими диалогами. В итоге все-таки получилась опера. Академический вокал и голос для мюзикла – разные вещи, последнего театру явно не хватает. Да и гром оркестра частенько перекрывал арии Коко, скрывая яркие ходы мюзикловых мелодий.

Несомненно, Надежда Маслова – Коко Шанель – самая яркая звезда спектакля. Ее удивительно красивый, чистый, звенящий в вышине голос завораживает. Актриса хороша во всем. Блестящее исполнение музыкальной партии она виртуозно сочетает с танцевальным и драматическим даром. Спектакль такого уровня и от других актеров требует не только великолепных вокальных данных, но и незаурядного драматического таланта, которого иным исполнителям порой не хватало. Европейский оперный театр давно уделяет этому особое внимание, теперь очередь за российским. Многие недостатки сгладились музыкой и костюмами, но далеко не все. Непривычные к длинным диалогам актеры не всегда уютно чувствовали себя на родной сцене.

Романтично

Вместе с тем в спектакле много интересных режиссерских ходов. От истории про свитер любимого из джерси, давшей Шанель идею новой эпохи женской одежды, до рассказа про рождение знаменитых духов «Chanel № 5». Парфюмер, явившийся в неурочный час, один за одним достает из саквояжа платочки с ароматами. Пятый по счету поражает Коко. Ароматы в образах нимф танцуют вокруг нее свой нежный танец.

Трогает до слез история создания маленького черного платья. Габриэль, потрясенная смертью возлюбленного, соглашается сшить платье бедной женщине, принесшей единственный маленький кусок черной ткани. Так траур по погибшей любви и надежде самой Коко рождает шедевр. Шанель обещала одеть весь мир в траур, и она сделала это.

Великолепно обыграно ее любимое украшение – нитки жемчуга. Каждая бусинка – очередной любовник. Легко послать их к черту, но нелегко разорвать паутину жемчужных нитей. Ария Шанель, тоскующей о потерянной любви, – самая сильная в спектакле. Он получился не о моде, а о надежде, одиночестве и, как ни странно, о верности, преданности.

Спектакль наполнен цитатами Шанель о жизни, женщинах, моде и себе самой. Вплетенные в текст, они производят куда большее впечатление, чем в сборнике афоризмов. За каждой из них – событие. Событием стал и сам спектакль, работа над которым еще будет продолжаться, ибо невозможно сразу отшлифовать настолько масштабный проект, способный вписать новую страницу в историю оперного театра.

Теги: Культура

2015

Комментирование данного материала запрещено администрацией.