Собрание депутатов. Или Совет?

06:00 — 27.03.2014

Выбирать или не выбирать депутатов на уровне МСУ?

Выбирать или не выбирать депутатов на уровне МСУ?

Автор фото: Николай Бравилов

Собрание депутатов. Или Совет?

06:00 — 27.03.2014

Поправки к закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в России» наделали много шума, вызвав столкновение мнений. Отношение – от полного одобрения до неприятия. В этом мы и сами убедились, собирая комментарии по поводу законопроекта.

Дотянуться рукой

А началось все с того, что 12 декабря прошлого года президент Владимир Путин в ежегодном Послании Федеральному собранию сделал на необходимой реформе местного самоуправления ощутимый акцент.
–Местная власть, а ведь это самая близкая власть к людям, должна быть устроена так, чтобы любой гражданин, образно говоря, мог дотянуться до нее рукой,?– в частности, сказал глава государства.
И вот законопроект готов. Почему перемены нужны, говорится в пояснительной записке. В крупных городах, считают авторы проекта, управление устроено так, что это «привело во многих случаях к потере связи между населением и городской властью». Власть слабо контролируется обществом, имея при этом значительные материальные и финансовые ресурсы, и нередко оказывается малоэффективной при решении самых насущных, касающихся жизни населения проблем.
Итак, вот что предлагается. Ввести два новых вида муниципальных образований: городской округ с внутригородским делением и внутригородские районы – «внутригородские муниципальные образования, в границах которых местное самоуправление будет осуществляться населением непосредственно или через выборные и иные органы местного самоуправления». Выборы будут проходить только во внутригородских районах. Избираются районные Советы депутатов (районная Дума, или как-то иначе этот орган назовут, будет отдельно решаться), из состава которых делегируются представители в городскую Думу. Главу города депутаты гордумы выбирают из своего числа. Глава администрации назначается по контракту на основе решения конкурсной комиссии. При этом в не сложносоставных муниципалитетах, сельских поселениях, городах без районного деления предлагается оставить возможность избирать депутатов прямым голосованием.

Выборы – в районе. Зачем это всё и что могут дать перемены?

–Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления» разрабатывался больше десяти лет назад,?– объяснил нам заместитель губернатора Нижегородской области Сергей Потапов.?– Что-то прижилось, оказалось эффективным, но такого, чтобы, как сказал президент, любой человек мог дотянуться до власти рукой, сегодня нет. Внесенный в Госдуму законопроект не то что назрел – он перезрел уже. Вообще предлагаемая система в целом уже опробована в Нижегородской области. Ведь как нередко бывало: избирают популиста, который говорить хорошо умеет, и пять лет мы с ним мучаемся. Он ничего не может и не хочет. Когда начался переход на двухуровневую систему – глава местного самоуправления и глава администрации по контракту – мы убедились в ее эффективности. Районы, перешедшие на эту систему, совершили в развитии настоящие рывки. Из половины регионов России к нам приезжали, чтобы изучить опыт разделения властей.
Теперь что касается предложенной новации с выборами во внутригородских районах округов. По словам Сергея Потапова, отдельным областным законом будет утверждено название органа. Например, Собрание депутатов или Совет депутатов. Далее по какой-то единой квоте будут делегироваться депутаты в представительный орган на уровне городского округа.
–Думаю, внутригородской район в зависимости от численности населения должен быть представлен минимум двумя депутатами,?– сказал нам заместитель губернатора.?– И должно быть ограничение по максимальной численности. Скажем, не больше половины от общего числа депутатов.
По словам собеседника, полномочий у районов будет больше. То есть люди смогут больше проблем решить, обратившись к власти во внутригородском районе. Что, собственно, и должно сделать власть ближе к народу.
Мы попытались взять комментарии у депутатов городской Думы Нижнего Новгорода. Обзвонили многих. И – ни одного согласия на официальный ответ. Кто-то говорил, что законопроект не видел еще, кто-то в частной беседе называл проект малоприемлемым, так как потребуется вслед за этими изменениями менять и многие другие законы.
–Да, изменений придется вносить много, но то, что более эффективно и должно внедряться в жизнь,?– сказал по этому поводу Сергей Потапов.


Из истории вопроса

За поправки в устав, отменяющие выборы мэра, депутаты городской Думы Нижнего Новгорода проголосовали 25 ноября 2009 года. По новой системе, глава местного самоуправления выбирается из числа депутатов городской Думы, глава администрации (или сити-менеджер) – называется по контракту, а не избирается всенародно. Новая система призвана была повысить ответственность власти. Нижний Новгород на тот момент возглавлял Вадим Булавинов, набравший на выборах 77 процентов голосов нижегородцев. Отнесшись к перспективе поначалу скептически, он затем выступил за перемены, и депутаты подавляющим большинством голосов, в том числе группа депутатов, поддерживающих Булавинова, проголосовали за изменения законопроекта об отмене всенародных выборов главы администрации. Примечательно, что именно Вадим Булавинов стал инициатором обсуждаемого сейчас законопроекта о новой модели формирования местного самоуправления.


Дословно

Александр ВАЙНБЕРГ, член Совета Федерации:
–В феврале состоялось расширенное заседание президиума регионального совета Нижегородского отделения Всероссийского совета местного самоуправления. Обсуждались предложения по реформированию системы местного самоуправления. Поступило более 60 предложений, которые в целом были учтены при подготовке законопроекта. Большинство участников дискуссии высказались за необходимость активного участия высшего должностного лица региона в назначении и возможном прекращении полномочий глав муниципальных районов и городских округов. Законопроект открывает возможность создания реального, полноценного самоуправления на уровне городского района, повышения доступности представителей местной власти для населения.
Заключительным шагом должны стать поправки в бюджетное и налоговое законодательство, чтобы определить финансовые источники для реализации муниципалитетами своих полномочий.

Вадим БУЛАВИНОВ, депутат Государственной думы:
- В части выборов мэра для жителей Нижнего Новгорода и Нижегородской области не изменится ничего. Никаких шагов по возврату выборов мэра в Нижнем Новгороде не принимает ни городская Дума, ни ее руководство, хотя такая законодательная возможность была и остается, а политических запретов на это сейчас не вводят ни «Единая Россия», ни правительство страны, ни администрация президента.
Законопроект, реформирующий МСУ,– не прямого действия. Его нормы разрешают менять структуру управления городами, а не требуют этого. Если губернатор захочет применить закон в Нижегородской области, то он примет такое решение. Если не захочет, то всё останется на своих местах.
Экономический аспект в том, что районы получат собственный бюджет. Сегодня они на жесткой смете расходов городского бюджета и не могут оперативно реагировать на просьбы жителей отремонтировать тротуар, спилить аварийное дерево или установить штакетник. Районный бюджет это позволит, и в этой части муниципальная власть станет ближе к людям. Это ключевое достоинство законопроекта.

Теги: Политика

3855

Комментирование данного материала запрещено администрацией.