Волжский ректор

07:00 — 18.03.2014

Беседовал Сергей Зыков

Здесь готовят кадры и для оборонки.

Здесь готовят кадры и для оборонки.

Автор фото: Юрий Правдин

Волжский ректор

07:00 — 18.03.2014

Беседовал Сергей Зыков

Ректор Игорь Кузьмичёв — уже больше года у штурвала корабля, носящего название Волжская государственная академия водного транспорта. При вступлении в должность новый капитан провозгласил курс на модернизацию и развитие инновационного комплекса нового типа. Насколько четко он выдерживается в реалиях нынешнего плавания — об этом наш разговор с ректором ФБОУ ВПО «ВГАВТ» Игорем КУЗЬМИЧЁВЫМ.

Особый класс

— Игорь Константинович, инновационное развитие академического комплекса во многом зависит от качества образования, получаемого в его аудиториях. Насколько оно соответствует заявленному курсу?

— Скажу сразу: мы готовим специалистов особого класса, которым предъявляются нормы международных стандартов. Выпускники академии: судоводители, механики, электромеханики — наряду с нашими дипломами государственного образца получают рабочий диплом на основе высшего образования. Он позволяет им работать в любой точке мира по плавательным специальностям. Выдача двух дипломов считается качественным показателем и дополнительным конкурентным преимуществом вуза. Мы такие дипломы выдаем уже давно.

Кроме того, мы прошли государственную аккредитацию. Это подтверждает статус того, что академия дает качественное образование, имеет государственную поддержку и признание. В этом году получили международную сертификацию по ИСО-9000, а это уже международное признание. Одновременно прошли сертификацию «Евросерт», чтобы быть признанным европейским образовательным сообществом.

— Такие специалисты востребованы сегодня на мировом рынке?

— Мировой рынок плавсостава очень большой, и на нем традиционно рады видеть наших выпускников. Дефицит кадров на мировом флоте сегодня оценивается в сорок тысяч палубных офицеров. Поэтому почти все наши студенты распределяются на морские суда.

— Повышает ли такой европейский подход к образованию конкурс на эти специальности?

— Конкурс на них стабильный. К нам идут люди, которые осознанно решили связать себя с этим делом. Это во многом обусловлено тем, что филиалы академии в Перми, Казани, Самаре Астрахани действуют на базе речных училищ. В свое время существовала практика поступления выпускников училищ с дипломами штурманов и механиков на второй-третий курсы академии. К сожалению, законодатель запретил такое ускоренное обучение, что привело к оттоку этого профессионального контингента на заочное обучение. Естественно, такой подход нарушал сложившуюся целостную систему подготовки высокопрофессиональных специалистов академии. Но время вновь расставило все по своим местам. С сентября прошлого года вступил в силу новый закон об образовании, в который вошли и новые поправки. Сейчас мы вернулись к прежней системе подготовки специалистов из выпускников речных училищ.

Воля для объединения

— В регионе время от времени поднимается вопрос о создании судостроительного кластера как инструмента государственной политики в сфере судостроения, основной задачей которого является возрождение утраченных на сегодня мировых позиций в проектировании и строительстве скоростных судов. В этих целях, в частности, несколько лет назад была создана ассоциация «Инновационный центр скоростного флота», активным участником которой является и Волжская академия. Спору нет, стартовый конструктив налицо. К тому же Волжская академия, со своей стороны, могла бы поставить на поток инженерно-кадровое обеспечение судостроительного кластера. В то же время не могу отделаться от ощущения, что судостроительное сообщество региона явно не спешит навстречу заявленным целям. В чем, по-вашему, здесь загвоздка?

— К сожалению, эта позиция сложилась еще в девяностые годы в период подъема малого и среднего предпринимательства и переломить ее пока не удается. Когда мы встречаемся на собраниях ассоциации, нередко раздаются упреки в заимствовании идей друг у друга. Это один из факторов сдерживания развития ассоциации. Каждый сам по себе, сейчас трудно как-то объединиться. Мне кажется, что здесь необходимо государственное урегулирование.
Иная ситуация, например, на Зеленодольском судостроительном заводе им. Горького в Республике Татарстан, с которым мы сотрудничаем через наш казанский филиал. Представляете, на сегодня они обеспечены заказами, в том числе из Китая, на скоростной флот до 2020 года. В придачу имеется и большой оборонный заказ.

— Так что же, для объединения нужна политическая воля?

— Да, здесь как раз и необходима. Я недавно был в Астрахани, где руководитель федерального агентства морского и речного транспорта четко поставил задачу: развивать судостроительный кластер. Сейчас его продвигают и развивают. Такой же кластер складывается и в Ярославле. Если в Астрахани в основном частный бизнес: строительство платформ, танкеров для перевозки нефти, то в Ярославле — госзаказы на оборонку. А мы, имея такие заводы, как «Красное Сормово», «Навашинская судоверфь», до сих пор разрозненны.

— На ваш взгляд, сможет ли академия в этой ситуации стать некой площадкой для объединительного процесса?

— Вы знаете, с точки зрения интеллектуального потенциала, продвижения идей и маркетинговых ходов, например, для малых предприятий, наша академия как такая площадка просто необходима. Это сотрудничество может выражаться через научные статьи, наши кафедры и филиалы, партнерские связи академии с предприятиями. Например, предприятия Ханты-Мансийска активно взаимодействовали с нижегородским ЗАО «АКС-Инвест», которое разрабатывает скоростные суда на воздушной подушке. Академия нужна им как инструмент продвижения своей продукции. А с другой стороны — как научный центр, потому что у нас имеются опытный бассейн, кафедра кораблестроения. Здесь уже срабатывает государственно-частное партнерство.

Горячее распределение

— Сказывается ли увеличение оборонзаказа в судостроительную отрасль на перепрофилировании ваших выпускников?

— К сожалению, на нашей области никак не сказывается. Правда, тот же Зеленодольск активно привлекает молодых специалистов. Там готовы предоставить им после окончания обучения временное жилье, строят пять домов. За счет оборонного заказа готовы взять специалистов, приезжают к нам, проводят с ними беседы. Такой же тактики придерживается и Невский судостроительный завод: предоставляет жилье, берет выпускников.

Надо сказать, что на специальность «Кораблестроение» у нас большой спрос: на одного выпускника пять заявок. Он может выбирать, куда ему поехать: в Зеленодольск, Ростов, Ленинградскую область, в Навашино… Поэтому мы не ориентируемся на какой-то конкретный завод: специалистов расхватывают как горячие пирожки. И когда судоходные компании пытаются обвинить ректоров: мол, вы не даете нам кадры, — я могу сказать только одно: ничего не поделаешь, рынок есть рынок. Государство финансирует нас для того, чтобы мы готовили кадры, а ваша задача — создавать привлекательные условия, и тогда народ пойдет к вам.

Год назад мы создали попечительский совет. В его состав входят представители Федерального агентства морского и речного транспорта, северо-западного региона страны, судостроительных компаний, включая ОАО «Навашинская судоверфь». На совете обсуждаются вопросы распределения выпускников, так как они неохотно идут в компании внутреннего водного транспорта.

Здесь на помощь приходит новый закон об образовании, который четко регламентирует взаимоотношения предприятий и вузов в области подготовки кадров на целевой контрактной основе. Согласно ему студент, заключивший трехсторонний договор, обязан отработать два года на предприятии или компенсировать стоимость обучения.

— Есть первые ласточки?

— Да, такие договора мы сейчас заключаем с судоходными компаниями. И студенты желающие есть. А компании предоставляют определенные социальные гарантии. В законе четко не оговорена стоимость этой гарантии. Это может быть и предоставление временного жилья, организация практики на морских судах, и стипендия — возможна любая форма.
Так, у нас традиционно сложилось сотрудничество с крупными судоходными компаниями, в частности с Волжским пароходством. Мы основные поставщики кадров для этой судоходной компании.

Стратегический вектор

— И последнее. На каких приоритетных направлениях развития академии вы будете сосредотачивать свое внимание?

— Год назад мы приняли программу стратегического развития академии, которая имеет несколько направлений — образовательное, научное, воспитательное. Так что академия развивается. Стратегически.

Блиц

1. — Кто у вас в «авторитетах» в литературе, музыке, искусстве?

— Из музыки мне близко творчество группы «Машина времени», в литературе и искусстве предпочитаю классику.

2. — Любимый вид спорта?

— Баскетбол.

3. — Вредная привычка, от которой избавились?

— Привычки в принципе вредны, ярко выраженных у меня нет.

4. — На кухне вы гость или распорядитель, ваше любимое блюдо?

— На природе люблю приготовить мясо или уху.

5. — Как относитесь к женщине на корабле? К женщине — капитану корабля?

— Улыбка женщины — это флаг корабля. Если капитан — мужчина.

6. — Что спасет мир?

— Красота и ум.

7. — Афоризм, который помогает жить?

— Правило «золотого сечения»: истина посередине.

8. — Ваш вопрос себе?

— Какой бюджет и что делать?

Теги: Образование

1351

Комментирование данного материала запрещено администрацией.