Ребенок, перестроивший школу

07:00 — 06.03.2014

Ребенок, перестроивший школу

Автор фото: Николай Бравилов

Ребенок, перестроивший школу

07:00 — 06.03.2014

Четвероклассник Данила Шпагин буквально перевернул в хорошем смысле жизнь своей школы. Под единственного ученика на инвалидной коляске была перестроена вся инфраструктура нижегородского лицея № 87: сделаны пандусы, подъемник для перемещения по этажам, запасной выход из класса, расширены все дверные проемы…

Свой среди своих

Данила – очень одаренный мальчик. По словам директора лицея Светланы Кулевой, его интересу к жизни, учебе может позавидовать любой здоровый. Он участвует во всех делах класса, ездит везде, где только может пройти инвалидная коляска. Кстати, год назад ребята организовали фонд для сбора средств на новую – из старой мальчик уже вырос.

– Подключили всех – выпускников, родителей, – рассказывает директор, – и собрали такую сумму, что хватило не только на коляску новейшей модели с автоматическим управлением, но и на установку в подъезде Данилы приспособления для спуска и подъема.

В школе учится еще один ребенок с инвалидностью, только по зрению. И он тоже ничем, кроме этой своей особенности, не отличается от здоровых сверстников. Лицей готов принять и других учеников с ограниченными возможностями.

– Вся инфраструктура у нас уже есть, – говорит Светлана Викторовна. – Единственное, в штатном расписании нет тьютеров – ассистентов для сопровождения таких детей. Но мы надеемся, что расписание будет пересмотрено.

Спасибо «родничку»

Данила – выпускник уникального нижегородского детского садика «Родничок». Сюда берут таких детей, от которых отказываются в других дошкольных детских учреждениях: с ДЦП, синдромом Дауна, гидроцефалией, тех, кто не может сам передвигаться. И большая часть этих малышей поступает потом в общеобразовательные школы, а 35 процентов – даже в школы повышенного статуса.

– Сейчас в числе наших воспитанников 54 ребенка-инвалида, и те из них, у кого сохранный интеллект, пойдут учиться в школы вместе со здоровыми сверстниками, – уверена заместитель заведующей по воспитательно-методической работе Валентина Малышева.

Здесь активно занимаются спортом. Недавно бывшая выпускница «Родничка», тринадцатилетняя Надежда Ястребова, стала золотым и серебряным призером зимнего чемпионата России по легкой атлетике среди лиц с поражением опорно-двигательного аппарата в беге на 200 и 60 метров. И среди сегодняшних воспитанников садика тоже есть подающие надежды «звездочки», возможно, будущие призеры Паралимпиад.

В садике – специальная безбарьерная среда, в том числе есть лестничный гусеничный подъемник и коляска. В группах для детей с ограниченными возможностями – ходунки, ортопедические кроватки и подставки для ног, поручни… Но самое главное, здесь работают преданные своему делу, терпеливые воспитатели и педагоги. На прошлой неделе заведующая нижегородским детским садом комбинированного типа № 452 «Родничок» Людмила Тонконог вошла в число победителей областного конкурса «Женщина-лидер. XXI век». Наши поздравления!

Учеба без преград

Лицей № 87 – участник федеральной программы «Доступная среда», которая в Нижнем Новгороде реализуется уже в 10 школах. В каждом районе области тоже есть как минимум по одной школе с элементами безбарьерной среды. В 2014 году, по данным министерства образования, в регионе будет уже 110 таких учебных заведений. На переоборудование по программе каждой школе положено финансирование в размере 2 млн 200 рублей. Половина этой суммы выделяется из федерального бюджета, другая – из муниципального. Так, в этом году будут переоборудованы сразу семь школ Дзержинска – при том, что две с доступной средой там уже есть.

Добраться до парты

У инклюзивного образования много сложностей. Одна из них – проблема доступности.

Виктор Шмелев, начальник отдела по вопросам дополнительного образования и воспитания детей регионального министерства образования:

– Действительно, возможность совместного обучения во многом зависит от того, есть ли в школах пандусы для въезда инвалидной коляски, поручни, расширенные дверные проемы… Согласно федеральной программе «Доступная среда» 12,8 процента школ региона должны иметь возможность принимать учеников на инвалидных колясках. Этого норматива мы достигнем уже в нынешнем году, когда к уже существующим примкнут еще 30 образовательных учреждений. Кстати, замечу, что в Нижегородской области программа формирования доступной среды для инвалидов появилась на год раньше, чем федеральная, и за это время в 52 школах появились необходимые приспособления для детей с ограниченными возможностями.

Рафик Роганян, председатель региональной организации инвалидов «Инватур»:

– Самая серьезная проблема сегодня, на мой взгляд, – это проблема транспортной доступности. Школа может быть прекрасно оснащена с точки зрения безбарьерной среды, но зачастую ребенок-инвалид не может до нее добраться. Нужны школьные автобусы, которые привозили бы на занятия детей, причем как здоровых, так и на инвалидных колясках. Ведь не у всех детей-инвалидов есть в шаговой доступности подходящая школа. Нужны тьютеры – помощники, сопровождающие ребенка-инвалида во время учебы. А еще необходимы подготовленные педагоги, индивидуальные образовательные программы, индивидуальные учебные планы для таких детей – это большая кропотливая работа.

Татьяна Иващенко, мама ребенка-инвалида:

– Мы находимся на домашнем обучении, поскольку не можем возить ребенка в школу, где можно было бы учиться вместе со здоровыми ребятами. Это, наверное, главная причина. Если бы такое учебное заведение было рядом с домом, тогда бы попробовали. Хотя и там ему бы был нужен помощник, чтобы ездить в другие классы, в столовую.

Теги: Общество

1736

Комментирование данного материала запрещено администрацией.